понедельник, 3 февраля 2014 г.

Формирование познавательных универсальных умений школьников: обучение сравнению


Шелкова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
школы №347 Невского района Санкт-Петербурга


     
1.     Сравнение в жизни
2.      Задачи и содержание обучения сравнению
3.      Методика обучения сравнению на уроках литературы
4.      Методические рекомендации для учащихся
по составлению сравнительной характеристики героев при проведении анализа литературного произведения
5.     Методические рекомендации для учителей
по работе над сравнительной характеристикой героев при проведении анализа литературного произведения

«Человек, умеющий сравнивать, видит больше, чем ему демонстрируют, слышит больше, чем ему говорят, и понимает больше, чем ему хотят внушить» Э.А. Пиньковский
1.     Сравнение в жизни
         Мыслительная деятельность осуществляется в виде мыслительных действий: сравнение, обобщение, классификация и пр. Конфуций писал «Всё познаётся в сравнении». Сравнение – базовая первичная форма познания.  Даже птицы и животные умеют сравнивать. Например, птица, выбирая, какое яблоко на дереве клевать, выбирает самое красное и среди красных самое большое. Первоначально и человек устанавливает тождество и различие как внешние отношения. Ребёнок выбирает себе платье, кусочек торта и делает выбор, сравнивая платья или кусочки торта между собой. Выбирая карандаш для раскрашивания, ребёнок ищет по принципу сходства, то есть, какой карандаш сделает цвет нарисованной травы таким же, как цвет настоящей травы. Итак, мы все умеем выделять сходство и различие предметов и делаем это постоянно. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). В самом широком смысле сравнением называется операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.
         Но затем ребёнок узнаёт всё больше свойств предметов и начинает сравнивать не только по внешним, явным, но и по скрытым, внутренним, неявным признакам. Мы сравниваем игроков в футболе по их активности, какао - по вкусу, президентов - по эффективности их работы для страны и т.д. Но умеем ли мы сравнивать и сравниваем ли мы эффективно? Насколько истинны результаты нашего сравнения? Ведь у самого сравнения есть цель (зачем мы сравниваем) и результатом сравнения становится принятие решение. Чтобы сделанные нами на основе сравнения выводы и принятое решение не были ошибочным, мы должны получить глубокие значимые и истинные результаты сравнения.

         Чтобы выводы были правильными, очень важно выбрать правильные основания для сравнения. Например, мы хотим выбрать лучшего футбольного игрока. Можем выбирать по активности, то есть по тому, как быстро он передвигается по полю, как часто оказывается с мячом и пр. Но ведь в футболе главное, чтобы эти действия были эффективными, то есть закончились попаданием в ворота. Тогда будем сравнивать игроков по количеству забитых мячей. Но тогда каждый игрок будет стремиться сам прорываться к воротам, а ведь футбол – командная игра. Тогда, может быть, считать количество эффективных передач, то есть таких комбинаций,  в которых участвовал игрок, и которые создавали опасную для ворот ситуацию. Если выбрать такое основание для сравнения, то оно будет повышать значимость игры в линии нападения, но ведь в команде есть игроки, действующие в линии полузащиты, защиты.  Тогда для разных игроков нам нужны будут разные основания для сравнения? Итак, мы видим, что процесс сравнения – это процедура, требующая от нас понимания сути анализируемого явления и отражающаяся в выборе значимых оснований для сравнения. В науке о мышлении эти основания для сравнения называют существенными признаками или сущностными. Сущность предмета – это то, без чего предмет перестаёт быть собой. Например, сущностью карандаша является наличие грифеля в твёрдой оболочке. Если перед нами будет только грифель – это не карандаш. Если мы будем иметь только пластмассовый корпус карандаша – самого карандаша у нас нет.
            Выбор основания для сравнения зависит от цели сравнения, например, сравниваем кружку и кастрюлю и находим общее.
- это ёмкости (можно что-то налить)
- обе имеют ручки
- могут быть с рисунками
- вид сверху – окружность
- начинаются слова с буквы «к» и т.д.
Если целью сравнения является создание кроссворда, нам будет важно сравнивать по буквам в слове. Если цель - выбор окружности, обведя которую мы нарисуем круг нужного диаметра, то мы сравниваем по виду сверху. Если мы хотим узнать, можно ли использовать кружку как кастрюльку, чтобы что-то в ней сварить, то будем сравнивать по материалу, из которого она изготовлена.
         Итак, сравнение – мыслительная операция, раскрывающая различие явлений и их свойств. Именно сравнение позволяет провести классификацию явлений по различным основаниям. Классифицировать – это разделять на классы, группы. Классифицируют по одному основанию. Нельзя поделить мячики на большие и красные, их нужно делить по размеру (большие, средние, маленькие) или по цвету (красные, зелёные, синие). Например, мы можем классифицировать всё тех же игроков футбола по росту, по весу, по цвету волос, но вряд ли эта классификация будет важной. Можем классифицировать по активности в игре, по количеству забитых мячей, по количеству эффективных действий (которые либо способствовали созданию опасных ситуаций у ворот противника, либо снятию опасных ситуаций у ворот своей команды) – эти классификации имеют значение для дальнейшей работы команды.
         На основе сравнения выполняется ещё одна мыслительная операция - обобщение. Когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Уже маленький ребёнок умеет обобщать и все предметы, которые выделены ему для игры, называет одним словом – игрушки. Среди игрушек выделяет отдельную группу – куклы, объединив в неё все игрушки, похожие по строению на человека.
         Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам. Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. Например, среди игроков юношеской футбольной команды «Сокол» нам нужно найти группу неэффективных игроков, которым мы предложим перейти в любительский футбол, и группу эффективных игроков, которых мы переведём юношескую сборную республики. Понятно, что в основе нашего решения также будет лежать сравнение игроков.
         Итак, сравнение является основой для ещё двух мыслительных операций – обобщения и классификации.
2.     Задачи и содержание обучения сравнению
Исследования показывают, что ни современные школьники, ни студенты, ни даже взрослые сравнивать не умеют. Например, получив задание на сравнение, студенты вуза в лучшем случае делят тетрадь пополам и в одном столбике сплошным текстом записывают всё, что они знают про один предмет (учёного, явление и пр.), во втором столбике – про второй предмет. То есть, не смотря на распространённость этой операции, ученики и студенты не осмысливают технику выполнения сравнения и не умеют им пользоваться. Сегодня государство ставит перед школой задачу формирования познавательных умений школьников. Под познавательными УУД понимаются умения, обеспечивающие четкую мыслительную основу процесса решения учебных задач. В эту группу входит и умение сравнивать.
Начнём с рассмотрения теоретических основ понимания сравнения как мыслительной операции, осуществляемой в учебном процессе. В разделе 1 мы уже установили, что у сравнения, как у любого действия, должна быть цель. От неё зависит, какой будет нужен вид сравнения: неполное (только сходство или только отличие) или полное, однолинейное или комплексное (по одному или нескольким аспектам). Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны основания для сравнения. Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых предметов. Например, сравнивая географические зоны, нельзя говорить о том, что зона тундры и зона леса отличаются друг от друга тем, что в тундре водятся олени, а в лесу их нет. Основное отличие между зонами состоит в разнице климата, географическом положении и т. д., из-за чего к жизни в этих зонах смогли адаптироваться разные животные. Нельзя останавливаться на поверхностном сравнении предметов и явлений. На основе сравнения формулируются выводы. Для правильных глубоких выводов необходимо полное сравнение и установление причинно-следственных связей, ответ на вопрос «почему?»: что общего и почему, что различного и почему.
Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Следует отметить, что именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними сходства. Например, если раскладывать листья осенних деревьев по признаку цвета или по признаку формы, то в каждом из этих случаев наборы листьев будут разными. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные (измерение – сравнение с эталоном) характеристики предметов, явлений и процессов. Повысив собственную компетентность в проблеме, я приступила к работе с детьми и начала с выявления исходной способности детей сравнивать. Опрос показал, что учащиеся легче находят различие и труднее сходство. Например, учащиеся 5 класса при изучении были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», сравнивая Жилина и Костылина, главных героев, указывают среди различий «худой» - «толстый», ходит - лежит, работает - не работает. Как мы видим, при сравнении дети ищут антонимические пары. Сравнивая двух героев произведения, ребята сосредотачивались на внешних или поведенческих отличиях. Чтобы они начали сравнивать их происхождение, уровень доходов, взгляды, жизненный опыт, нужны были наводящие вопросы.    При сравнении понятий около 90% обучающихся указывают видовые признаки (цвет, форма, вкус) и только 10% - родовые (плоды, фрукты). 73% сравнивают по ярким, бросающимся в глаза признакам и только 27% указывали на менее заметные, хотя иногда более важные, признаки.
Для того, чтобы научить детей приему «сравнение», необходимо сформировать следующие познавательные умения школьников:
умение формулировать цель сравнения;
умение выбирать объекты сравнения;
умение выделять признаки объектов сравнения, в том числе, существенные и несущественные в данной ситуации; 
умение определять основания для сравнения объектов;
умение сопоставлять свойства объектов по этим признакам;
умение определять причины различия или сходства объектов сравнения;
умение формулировать результаты сравнения.                      
3.     Методика обучения сравнению на уроках литературы
Обучение сравнению – это процесс. Первым этапом является накопление эмпирического опыта сравнения. Например, изучаем и сравниваем сказки: «Царевна-лягушка» - «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Обе сказки волшебные, но сравним героев – Иван-царевич и Иван-крестьянский сын. Почему у них одинаковые имена? Что их отличает?
     На втором этапе переводим эмпирический опыт в осознанные правила  сравнения. Начинаем вместе рассуждать, как лучше понять героев, и понимаем, что нам помогает сравнение – сопоставляя героев или противопоставляя их, мы выделяем главное и характеристике каждого героя, их положительные или отрицательные черты, мотивы их поступков и т.д.
     Вместе размышляем, как их лучше сравнивать:
- через описание внешности и внешних особенностей (выражение лица, причёска, взгляд, походка, одежда, речь…),
- через характеристику внутренних особенностей (черты характера, мечты, отношение к людям, мотивация поступков…),
- через поступки (как повели себя в схожих обстоятельствах) - через их происхождение, условия их детства, обстоятельства жизни (семья, друзья, положение в обществе…). Осмысливаем процедуру сравнения, её этапы, размышляем, как сделать обоснованные выводы по результатам сравнения.
     Третий этап - работа по осмыслению приема и правил его применения.  Формулируем обобщённые абстрактные правила сравнения. Сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу. Общее в субъектах сравнения можно устанавливать лишь в том случае, если их что-то отличает друг от друга, а устанавливать разницу между ними можно только при наличии у них определённого сходства. Например, при сравнении героев выясняем некоторые общие черты, позволяющие начать сравнение (похожие герои или сходные обстоятельства); некоторые различия, разводящие героев и делающие их непохожими (неодинаковое поведении героев в сходных ситуациях); делаем выводы, следующие из анализа сходства и различия героев в характерах, поступках и мотивов этих поступков.
На уроке сначала вспоминаем правило, затем в соответствии с ним начинаем действия. На этом этапе большое внимание уделяется последовательности действий при сравнении. Например, сравниваем двух Волков из двух басен И.А.Крылова: «Волк на псарне» и «Волк и Ягненок». Герои вроде бы схожи, но ведут себя по-разному в соответствии с ситуацией (первый – пытается выторговать себе жизнь, поэтому ведет себя смиренно и лицемерно, второй нагло, считая себя хозяином положения). Басня аллегорична, под волками подразумеваются люди, и учащиеся очень точно сопоставляют не только образы двух Волков, но и образы двух людей, поведение которых в схожих ситуациях тоже будет различно.
     Четвёртый этап. Создание алгоритмов для различных видов  литературного сравнения. Вместе разрабатываем уже обобщённые правила для сравнения, перенося их на наиболее распространенные виды сравнения в литературе.  Несложные объекты, факты сравнивать легче, чем качества, признаки, процессы или категории, поэтому объекты сравнения надо усложнять постепенно. Разрабатываем линии для сравнения героев: портретные характеристики, манера поведения, речевые особенности, собственное окружение, общение с другими людьми, поведение в ходе событий, взгляды, поступки, характер. Создаём схему и для сравнения литературных произведений: по  видам, родам и жанрам, по времени возникновения, написания, по авторству, по структуре произведения, по основной идее и т.д.
Пятый этап развивается параллельно с четвёртым: самостоятельное применение приёма сравнения в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах. Учащиеся  составляют сравнительные таблицы – характеристики к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», дома самостоятельно сравнивают сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна» с известной им сказкой Шарля Перро «Спящая красавица». Сравнивают образы героев «Муму» (барыня и Герасим, Герасим и дворня), «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин, русские и татары), «В дурном обществе» (Вася и Валек, жизнь благополучная и нищая, семья дружная и разобщенная) и т.д. 
     На шестом этапе, который проходит в настоящее время, происходит применение метода сравнения в творческих исследовательских работах учащихся по их инициативе для более глубокого проникновения в сущность проблемы. Привожу примерные темы исследовательских работ:
1)  Остап и Андрий как представители прошлого и будущего в среде запорожского казачества (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
2)  Главные герои повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» как представители враждебных друг другу слоев общества.
Исследовательские работы подобного типа, основанные на сравнительной характеристике героев, позволяют проанализировать литературное произведение наиболее полно и объективно.
Закончен первый виток работы над сравнением. Сформированный приём сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать, ведь любое сравнение должно заканчиваться обобщением. В перспективе работа над сравнением как литературным приёмом, основой для создания метафоры. Таким образом, работа над сравнением представляет собой достаточно длительный процесс, который можно наполнять новым и новым содержанием.

4.     Методические рекомендации для учащихся
по составлению сравнительной характеристики героев при проведении анализа литературного произведения
Если вам дали задание составить устно или написать сравнительную характеристику героев литературного произведения, выполните последовательно следующие действия:
1.  Выберите, каких героев вы будете сравнивать: главных или второстепенных, двух или несколько.
2.  Решите, будет ли ваша характеристика сопоставительной, т.е. основанной на сходных чертах (например, герои-друзья или единомышленники), или противопоставительной, т.е. основанной на различиях (например, герои-враги или представители различных социальных слоев: бедный-богатый).
3.  Помните, что для сравнения героев (прежде всего, людей) наиболее важными являются не внешние, а внутренние качества: привычки, манера поведения, характер.
4.  Если вы составляете устную характеристику, то можете следовать вопросам учебника или плану, данному вам учителем.
5.  Если характеристику вы оформляете в таблице, то соблюдайте параллельность в сравнении, то есть: особенности портрета для обоих героев, манера поведения, характер, происхождение героев и т.д.
6.  При написании сравнительной характеристики в форме развернутого ответа на вопрос или сочинения помните, что параллельность в сравнении героев будет более удачной, чем последовательность, т.е. описание особенностей сначала одного героя, потом другого, а затем, возможно, и других.
7.  Не забудьте обязательно сделать вывод из того, что вы написали. Помните, что сравнение важно не само по себе, а для определения мастерства писателя, особенностей произведения, той задачи, которую он себе ставил, приступая к работе над ним.
8.  Если вы будете следовать этим несложным правилам, то ваша работа получится индивидуальной и интересной.  

Успехов вам, ребята!

5.     Методические рекомендации для учителей
по работе над сравнительной характеристикой героев при проведении анализа литературного произведения
Если Вы впервые дали учащимся задание составить устно или написать сравнительную характеристику героев литературного произведения, помогите им:
1.Определите вместе с учащимися цели и задачи данной работы
2.Дайте примерный план составления устной или написания письменной характеристики.
3.Решите вместе с ними, каких героев они будут сравнивать: главных или второстепенных, двух или несколько.
    4.Направьте их на самостоятельный выбор того, будет ли  созданная ими характеристика сопоставительной, т.е. основанной на сходных чертах (например, герои-друзья или единомышленники), или противопоставительной, т.е. основанной на различиях (например, герои-враги или представители различных социальных слоев: бедный-богатый).
    5.Учащиеся должны осознавать, что для сравнения героев (прежде всего, людей) наиболее важными являются не внешние, а внутренние качества: привычки, манера поведения, характер.
    6. Напомните им, что их работа строится по принципу рассуждения, поэтому им обязательно нужно сделать вывод из того, что они  написали.
7. После выполнения ими данной задачи тщательно проанализируйте  их работы (выборочно, обобщённо).
Если  учащиеся уже знают, как работать над сравнительной характеристикой, то задачу можно постепенно усложнять, выводя их со сравнения героев на проблемный анализ литературного произведения в целом или анализ эпизода (эпизодов). Учащиеся должны осознавать, что сравнение важно не само по себе, а для определения мастерства писателя, особенностей произведения, той задачи, которую он себе ставил, приступая к работе над ним.



Комментариев нет:

Отправить комментарий