вторник, 10 декабря 2013 г.

Мир в понятиях


Платонова С.М., кандидат пед.наук
Система классных часов
 Пояснительная записка
Никто из педагогов не оспаривает тот факт, что каждый учитель должен развивать понятийное мышление в руководимом им учебном процессе. Весь учебный материал школьной программы базируется на использовании системы понятий, категориях логики, логических взаимосвязях, логическом мышлении. Однако, конкретной программы формирования логических приемов мышления, которые должны быть осуществлены при изучении каждого предмета, пока нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет «вообще» без знания системы необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования.
Большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах, а эти приемы необходимы уже в первом классе. Без овладения ими полноценного освоения материала не происходит. Сегодня есть различные подходы к решению этой проблемы. Психологи Е.И.Рогов, Н.В.Самоукина, Н.Ф.Талызина, А.З.Зак и др. разработали коррекционные и развивающие программы по развитию мышления. Работа по этим программам требует специальной подготовки, изучения большого объема материала. Еще один путь решения этой проблемы представляет собой введение в расписание специальных предметов: ТРИЗ, логики, уроков мышления. Но данный путь требует специальной подготовки педагогов, нуждается в методическом обеспечении и значительных временных ресурсах. Своеобразный путь решения этой проблемы предлагают педагоги-новаторы (А.М. Лобок), но не всегда легко применять их опыт в своей работе. Существует проблема использования этого опыта не фрагментарно, а системно, что не всегда возможно.
Божович Л.И. и Славина Л.С. писали, что проведенные ими эксперименты с детьми младшего школьного возраста показали, что дети были неспособны увидеть противоречивость своих суждений, хотя экспериментатор им прямо на это указывал. При вопросе экспериментатора «Почему ты так думаешь?» мысль ребенка направлялась не на то обобщение, которое определяло его мышление, а на свойства конкретного предмета, о котором в данном случае шла речь. Таким образом, до овладения научными понятиями, дети сознательно обобщают лишь предложенные наглядно, непосредственно воспринимаемые признаки предмета и не умеют сопоставлять и обобщать свои суждения о нем. Усвоение в ходе учебной деятельности системы научных понятий изменяет характер мышления школьника. Ведь научное понятие предполагает не только сознательное обобщение существенных признаков предмета, но и определенную непротиворечивую связь суждений о нем. Поэтому, овладевая в ходе учебного процесса научными понятиями, школьник овладевает и тем уровнем обобщения, когда оно не прямо соотносится с предметом, а требует опосредования другими суждениями и обобщениями. Он переходит также от отдельных суждений, прямо относящихся к воспринимаемым фактам действительности, к осознанию связи этих суждений между собой. У школьника постепенно формируется теоретическое мышление, мышление в понятиях.
Мышление в понятиях служит источником для многих изменений в психике ребенка. Формирование научного понятия предполагает умение анализировать свои суждения, развитие понятийных форм мышления обуславливает возникновение к концу младшего школьного возраста способности школьника наблюдать свои собственные психические процессы и отдавать в них себе отчет.
Мы предлагаем в качестве пути решения проблемы ведение системы классных часов для учащихся 3-6 классов «Понятийное мышление». Данная программа проводится один раз на любой из названных возрастных ступеней обучения.
Поскольку это классные часы, то они должны не утомлять учащихся и выполняться в игровой форме. Важным является показать ребятам значимость этих занятий для успешности обучения, для общего интеллектуального роста детей.
Подготовку классных часов осуществляет учебный сектор класса - ребята готовят игры, соревнования между учащимися класса по изучаемой проблематике.

Тематическое планирование
№ урока
п/п
Тема
Часы
1.          
    Признак. Общие и отличительные признаки
1
2.          
Существенные и несущественные признаки
1
3.          
Сравнение по признакам
1
4.          
Классификация по признакам
1
5.          
Обобщенные и конкретные понятия
1
6.          
Определение понятий
1
7.          
Сравнение  понятий
1

ИТОГО
7


Тема 1: « Признак. Общие и отличительные признаки»
Задачи:
·                              Овладение понятием «признак»;
·                              Понимание роли признаков в уточнении;
·                              Умение называть разнообразные признаки предметов;
·                              Стремление искать наиболее яркие, точно характеризующие предмет признаки.
·                              Овладение понятием «общие» и «отличительные» признаки;
·                              Умение определять общие и отличительные признаки предмета;
·                              Умение находить общее во внешне непохожих предметах и различное в похожих предметах.
Беседа о выделении признаков.
Задания:
- Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, лимона, арбуза?
- Назовите признаки времен года: лета, осени, зимы, весны.
  (Как изменяется температура воздуха? Какие выпадают осадки? Как  изменяется состояние водоемов? Как изменяется состояние почвы? и т.д.)
- Аукцион «Кто последним назовет признак».
- Игра «Круглое». Ход игры: Все играющие стоят в кругу и перебрасывают мяч один другому. Правила: Поймавший мяч должен назвать что-либо круглое и тотчас же бросить мяч дальше. Кто не сможет назвать круглого или кругообразного предмета или ошибется, тот остается в том же положении, которое он принял при ловле мяча, и оживляется, принимает нормальное положение лишь после того, как поймает снова брошенный ему мяч и даст правильный ответ.
- Какой предмет обладает одновременно следующими признаками: 1) пушистый, ходит, мяукает; 2) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
- Загадки: 1) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
                   2) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы)
                   3) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Игра с яблоками и спичками «Какая у нас школа?» (кто последним вынет спичку, предложив своё прилагательное)

Беседа об общих и отличительных признаках.
Задания:
- Игра «Все мы чем-то похожи». Ход игры: Учитель разбивает учеников по двое и дает задание: Каждая пара составляет список того, что объединяет их. В этом списке можно написать, например: у нас одинаковые голубые глаза; у нас любимый цвет желтый; наши мамы ходят на работу.
    Побеждает та пара, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
- Упражнение «Лишний предмет». Учитель предлагает рассмотреть внимательно картинки и на каждой из них выделить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
- Упражнение «Выделение признака». Учитель предлагает ученикам рассмотреть 2 одинаковых предмета и просит найти отличия. Он подводит ребят к пониманию того, что различия можно найти не только в непохожих предметах, но и в тех, которые на первый взгляд кажутся совершенно одинаковыми.
- Упражнение «Найди сходство». Учитель предлагает детям найти сходство у далеких по смыслу понятий, как, например, «учебник» и «ракета». Класс придумывает сходства, например: «Они имеют определенную форму, размер, вес, окраску, состоят из частей, они выполняют свои функции, служат для людей, их можно нарисовать и т.д.».
          - Игра «Отгадай признак». Играют парами. Один ученик берет два предмета, имеющие один общий признак, второй ученик должен назвать признак, затем они меняются ролями и т.д.
          - Игра-соревнование «Кто найдет наибольшее количество общих признаков».

            Тема 2: «Существенные и несущественные признаки».
Задачи:
·       Овладение понятием «существенные» и «несущественные» признаки;
·       Умение выделять существенные и несущественные признаки предмета;
·       Знакомство с понятием «сущность»;
·       Ребенок будет знать, что у каждого предмета есть существенные и несущественные признаки, и если убрать или изменить существенный признак предмета, то он уже будет относиться к другому понятию.
Беседа о существенных и несущественных признаках предмета.
Задания:
- Выбрать одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. Например, «У сапога есть…( шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий. Например, утро – вечер, дождь – снег и т.д.
- Упражнение «Выдели существенные и несущественные признаки». Например, город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед) и т.д.
- Игра-соревнование. Назовите предмет – кто надёт его существенный признак.
- Игра «Отгадай предмет». (По названным признакам, например, твердый, прозрачный, холодный, скользкий, боится огня – «лед»).
- Упражнение «Расскажите, что вы знаете о предмете, который спрятан, по его названию».

Тема 3: «Сравнение по признакам».

Задачи:
·                              Овладение понятием «сходство» и «различие»;
·                              Умение сравнивать объекты;
·                              Овладение правилом сравнения: Сравнивать можно только по одному основанию.
Беседа о сравнении объектов.
Задания:
- Игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда». Задача: назвать признаки и причины сходства, например фарфорового чайника и чашки, а затем – различия.
- Опросник. Например, какое животное больше лошадь или собака? Чем похожи друг на друга молоток и топор?...
- Работа в группах: даны названия объектов для сравнения, результаты оформить в виде таблицы.
- Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами». Называется какой-либо предмет, например «дом». Задача: назвать как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. Следует ориентироваться на самые разные свойства, характеризующие предмет. В примере со словом «дом» это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называются «собачья канура» или «улей», степень комфорта ( может быть назван «сарай»), открытое или закрытое пространство («поле») и т.д. 
- Упражнение «Сравни фигуры по…». Даны  геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, качеству. Задача: выделить те признаки, которые отличают все эти фигуры.
- Упражнение «Предложи основание для сравнения»

Тема 4: «Классификация по признакам».
Задачи:
·                              Овладение понятием «классификация по признакам»;
·                              Нахождение особенностей деления на классы (по одному основанию);
·                              Умение выделять основания для классификации;
·                              Овладение правилами классификации.       
Беседа о правилах классификации.
Задания:
- Игра «Что нужно ученику?» Учитель предлагает ребятам выбрать из лежащих на столе предметов те, которые нужны для учебы. (Ученики по очереди берут предметы и объясняют свой выбор.) После этого педагог говорит: «По моему сигналу ребята каждого ряда должны быстро и правильно подготовить пособия, например, к труду. Ряд, который справиться первым, выигрывает.
- Распредели названия следующих животных на группы, дай название каждой группе: голубь, воробей, волк, окунь, синица, карп, медведь, щука, рысь, тигр, снегирь, судак.
- Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найди это слово.
1.                            молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша;
2.                            темный, светлый, голубой, яркий, тусклый;…
          - Игра «Классификация вопросов». Учитель спрашивает: «Какие бывают вопросы? (Уточняющие, ответ на них может быть дан словами «да» или «нет».) Придумайте такой вопрос. (Сейчас жарко?) Еще какие бывают вопросы? (Вопросы с выбором, они содержат в себе ответ, который нужно выбрать. Например: Сейчас пасмурно или солнечно?») А еще какие вы знаете вопросы? (Вопросы восполняющие: «Как? Зачем? Где? Почему?» и т.д. Например: «Какое сегодня число?»). После чего учитель делит детей на группы, дает задание рассмотреть указку и придумать к ней вопросы всех типов. Группа, ставившая больше вопросов, выигрывает.
          - Упражнение. Ребенку предлагается отобрать из набора картинок сходные в каком-либо отношении, по какому-либо признаку. Затем попросить объяснить почему эти картинки он включил в одну группу. После этого картинки возвращаются обратно в набор, а ребенку предлагается составить новую группу картинок.
          - Прочитай слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. Назови ягоды. Назови фрукты.
          - Назови каждую группу одним словом:
1.    Вера, Надежда, Любовь, Елена - …;
2.    а, л, н, о, к - …;
3.    Москва, Баку, Кишинев, Минск - …
- Дан набор геометрических фигур: двух форм (треугольники и квадраты), двух цветов (красные и зеленые), двух размеров (большие и маленькие). Задание ученикам: разложите фигуры: а) по цвету; б) по форме;  в) по величине.

Тема 5: «Обобщенные и конкретные понятия».
Задачи:
·                               Овладение понятиями «обобщенное» и «конкретное» понятие;
·                               Умение определить «обобщенное» и «конкретное» понятие;
·                               Знать, что обобщенное понятие всегда шире, чем конкретное.                                                                                                                     
         Беседа об обобщенных и конкретных понятиях.
        Задания:
- Определите, какие из названных предложений правильные, а какие нет. Например: «Ласточка – это птица. Птица – это ласточка»; «Сосна – это дерево. Дерево – это сосна» и т.д.
- Расположи эти понятия от обобщенного к более конкретному (например, «великий писатель», «великий русский писатель А. С. Пушкин», «писатель», «великий русский писатель»; «шоколад», «кондитерское изделие», «молочный шоколад «Аленка», «молочный шоколад» и т.д.
- Упражнение. Заполнить таблицу из данного списка слов: коза, футбольный мяч, животное, мебель, игрушка, письменный стол.
Конкретное понятие
Среднее понятие
Обобщенное понятие

домашнее животное


мяч


стол

- Упражнение. Заполни таблицу из данного списка слов: корова, учебник, жасмин, учебник математики, домашнее животное, кустарник.
Конкретное понятие
Среднее понятие
Обобщенное понятие


животное


книга


растение
- Игра «Учет товаров».
- Игра «Думай-ка». Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей с одним из слов: «рыба», «птица» или «зверь». Поймавший мяч должен подобрать конкретное понятие к данному обобщенному. Например: рыба – окунь, птица – воробей, зверь – волк и т.д.

Тема 6: «Определение понятий».
Задачи:
·       Овладение понятием «определение» (подробно раскрывать значение понятия, указывать не только внешние признаки);
·       Раскрытие цели определения понятий;
 Задания:
 - Игра «Учимся формулировать определения». Называется всем знакомый предмет, например: шкаф, стул и др. Дать предмету наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных.
- Упражнение. В данных неполных определениях есть обобщенное и конкретное понятие. Дописать конкретные отличия. Например:
1.    Хлебница – это посуда для __________________________________.
2.    Улей – это дом для _________________________________________.
3.    Окончание – это часть слова, которая _________________________.
4.    Кастрюля – это посуда для __________________________________.
5.    Груша – это дерево, на котором ______________________________.
- Упражнение. Самостоятельно заполнить пропуски. В некоторых предложениях пропущены обобщенные понятия, в некоторых – конкретные отличия, а в некоторых отсутствует само конкретное понятие, которому дается определение.
1.    Утюг - это_______________ для глажения.
2.    Учитель – это ___________, который __________________________.
3.    Строитель – это человек, который ____________________________.
4.    __________- это дерево, на котором растут сливы.
5.    Пылесос – это______________ для ____________________________.
- Упражнение. Даны определения понятий. Детям предлагается вместо точек вставить нужные слова. Слова для справок: следит за порядком в классе, цветы, школа, плодовые деревья, поет.
1.    Участок земли, где растут _________________ называется садом.
2.    Дом, в котором учатся дети, называется _____________________.
3.    Дежурный – это человек, который __________________________.
4.    Певец – это человек, который ______________________________.
5.    Клумба – это участок земли, на котором растут _______________.
- Дать определения понятий с объяснениями.
  Прилагательное – это часть речи (обобщенное понятие), которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (это конкретные отличия).
  Квадрат – это прямоугольник (обобщенное понятие), в котором все стороны равны (конкретные отличия).
  Ранец – это сумка (обобщенное понятие), которую носят на спине (конкретные отличия).
  Аптека – это учреждение (обобщенное понятие) для приготовления и хранения лекарств (конкретные отличия).
  Лампа – это электроприбор (обобщенное понятие) для освещения (конкретные отличия).

Тема 7: «Сравнение  понятий».
Задачи:
·       Научить детей сравнивать понятия;
·       Ознакомление с отношениями, в которых могут быть понятия;
Беседа о сравнении понятий.
Задания:
- В каких отношениях находятся данные понятия. Укажите номер связи.
1.    А - К.Г. Паустовский; В - автор рассказа «Барсучий нос».
2.    А – великан; В- карлик.
3.    А – студент; В – художник.
4.    А – звери; В – медведь.
5.    А – береза; В – ель; С – деревья.
6.    А – большой дом; В – маленький.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
А      В           

А

В

С

А
А
В
А
В
- Игра-соревнование «Кто быстрее». Дети делятся на группы. Задача: придумать свои примеры к каждой схеме. Кто быстрее справиться, тот и победит.
- Упражнение. Найдите ошибки. Например:
А – К.И. Чуковский;                                                    А – морковь;
В – автор рассказа «Заячьи лапы».                            В – овощи.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
А
А – морковь;                                                                 А – белые туфли;
В – овощи.                                                                     В – красные туфли.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
А


- Упражнение. Нарисуйте схему к следующим понятиям:
1.    А – глагол; В – существительное; С- прилагательное; Д- части речи.
2.    А – четные числа; В – нечетные числа.
3.    А – глубокое озеро; В – неглубокое озеро.

БИБЛИОГРАФИЯ
  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Москва, 2005 год.
  2. Буткин Г.А., Володарская И.А., Талызина Н.Ф. Усвоение научных понятий. Москва, 1999 год.
  3. Вергес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. СПб., 2002 год.
  4. Волков Б.С. Психология младших школьников. Москва, 2002 год.
  5. Гин С. Мир логики. Москва, 2003.
  6. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ротов-на-Дону, 2006 год.
  7.  Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва, 1994 год.
  8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Москва, 1998 год.
  9. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. Москва, 2002 год.
  10. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. Москва, 1986 год.
  11. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999 год.
  12.  Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003 год.










                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              i.      пооопо     

Комментариев нет:

Отправить комментарий