суббота, 30 марта 2013 г.

О восприятии



Присталова Ирина Анатольевна,
учитель английского языка
Восприятие в психологии принято понимать как форму психического отражения окружающего мира. Человеческое восприятие имеет большое количество фильтров, к наиболее важным из которых относят так называемые каналы восприятия, связанные со зрением, слухом и чувствами. Ученые-нейрофизиологи доказали, что для каждого человека лишь один из названных информационных каналов является главным, остальные же вспомогательными. Людей с доминирующим слуховым восприятием называют аудиалами; тех, кто получает большую часть информации через зрительный канал визуалами; тех же, кто воспринимает окружающий мир посредством других чувств (осязания, обоняния) и движения кинестетиками. Существует еще одна немногочисленная категория людей, у которых восприятие информации происходит через логическое осмысление. Таких людей принято называть дискретами.
Обучение в школе представляет собой процесс восприятия, усвоения и воспроизведения информации. Очевидно, что восприятие играет в этой цепочке важную роль: чем более успешно будет преодолен первый этап, тем более успешными будут последующие. Определить доминирующий канал восприятия у взрослых людей можно при помощи тестов (например, методики С. Ефремцева), а у дошкольников и младших школьников при помощи наблюдения.
«Я не понимаю, когда Вы пишете на доске, лучше проговорите вслух». (Анастасия Л., 4 класс) Многие исследователи отмечают, что дети-аудиалы научаются говорить быстрее визуалов и кинестетиков, любят петь, декламировать стихи, отвечать на вопросы, рассказывать. Они легко идут на контакт и любят быть в центре внимания. В школе дети с доминирующим слуховым каналом восприятия легко усваивают новое, запоминают информацию на слух. Для аудиалов характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать).  При общении направление взгляда у людей с доминантным слуховым восприятием обычно ориентировано по средней линии (на уровне ушей). Неудивительно, что аудиалы легко отвлекаются на звуки, но при этом лучше всего запоминают то, что проговорили, обсудили, так как запоминают слушая.

«Вы представляете: когда я пишу английские слова, у меня как будто бы учебник в голове, я смотрю в него и переписываю в тетрадь». (Алексей У., 6 класс) Визуалы придают большое значение своему внешнему виду и тому, как выглядит окружающая их обстановка, стремясь к организованности и порядку. Такие дети легче воспринимают информацию, если  материал дублируется в письменном виде (на доске, плакатах, карточках). При этом дети-визуалы скорее зрительно запоминают слова, чем вникают в суть правила, по которым слово пишется так, а не иначе. Визуалы в своей речи употребляют слова, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, на первый взгляд, как видите).  У людей, воспринимающих информацию в основном при  помощи зрительного канала, при общении взгляд направлен вверх. Визуалам шум практически не мешает, так как они запоминают то, что видят.
«Когда я качаюсь на стуле, я лучше запоминаю». (Александр К., 4 класс) Кинестетики выражают отношение к окружающему их миру при помощи движений, жестов и мимики, познают мир при помощи тактильных ощущений. Такие дети обычно рано начинают ходить, но при этом они произносят свои первые слова позже, чем визуалы и, особенно, аудиалы, а также не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Детям-кинестетикам бывает сложно в школе, поскольку на уроках от них требуется усидчивость, концентрация внимания, существуют ограничения в движении и пространстве. Словарь кинестетиков в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий).  У людей, для которых чувства и движения являются основным источником восприятия информации, при общении взгляд часто направлен вниз. Кинестетики помнят общее впечатление, запоминают с помощью движения.
Доминирующий канал восприятия ученика определяет освоение им важных для обучения в школе навыков, в частности, таких первостепенных умений, как чтение и письмо. Знание и учет каналов восприятия ребенка позволяет как родителю, так и учителю говорить с ребенком на его «языке», тем самым помогая лучше воспринять и усвоить предлагаемую информацию.
Исследователи отмечают, что с ребенком-визуалом лучше общаться, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение предмета; выделяя цветом различные пункты; схематично записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия. С ребенком- аудиалом следует разговаривать, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Общаться на одном «языке» с ребенком-кинестетиком значит использовать жесты, прикосновения и типичную для него медленную скорость мыслительных процессов. Кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, для них необходимы преувеличения, проигрывание в ролях преподносимой им информации.
Специалисты считают, что от визуалов можно требовать быстрого решения задач, от аудиалов  немедленного повторения услышанного ими материала, а от кинестетиков не следует ждать немедленной реакции, так как им требуется время на осмысление воспринятой информации.
Очевидно, что любой человек, и ребенок в том числе, имея один доминирующий канал восприятия, в той или иной мере использует зрение, слух, движение, чувства и логику. Каналы восприятия можно и нужно развивать: чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Психолог и социальный педагог Валентина Пономарева предлагает комплекс тренировочных упражнений, который поможет ребенку развить вспомогательные каналы восприятия. Ниже приведены некоторые из таких заданий.


Упражнение №1. «Назови!»
Ведущий (в группе) или взрослый – ребенку (или другому партнеру, или же самому себе) предлагает назвать:
- пять объектов, которые больше / меньше автомобиля (блюдца, холодильника);
- пять объектов красного (синего, зеленого, желтого, пестрого) цвета;
- все предметы в комнате, которые имеют в себе окружность (прямоугольник, треугольник).
Дальше – по вашему усмотрению, в любых вариантах. Для детей можно начать и с трех объектов, для взрослых – какие-то позиции увеличить до десяти (или наращивать постепенно).
Упражнение №2. «Представь!»
Затем можно перейти к представлению мысленных образов – картинок, например, воображая, как выглядят:
- пять любимых игрушек (блюд, ягод, овощей, книг, дисков, блузок – маек);
- пять слов, начинающих на букву «А» (или любую другую);
- пять разных сортов цветов (деревьев, лекарственных трав, домашних животных);
- пять бытовых приборов (марок автомобилей, предметов мебели).
В случае групповых или парных занятий можно называть представленные объекты после визуализации. Все, что угодно, может быть ее предметом – все, что можно увидеть.
Упражнение №3. «Мысленная картина»
Взяв в руки предмет (авторучку, карандаш, линейку, открытку), пристально смотрим на него, а затем закрываем глаза (в группе или в паре – по сигналу ведущего). Несколько секунд вещь будет оставаться перед мысленным взором. Когда образ его растает, глаза можно открыть, снова посмотреть и снова рассматривать мысленным взором, т.е. с закрытыми глазами.
Если повторять такое упражнение в удобном для человека ритме, то воспроизводимый в воображении образ предмета будет более устойчивым, а визуальный канал информации станет действовать четче.

Упражнение №4. «Воображаемый предмет»
Примерно то же самое, что в «Мысленной картине», но при этом нет нужды держать что-либо в руках: образ создается в воображении. Он тоже поначалу будет ускальзать, но постепенно станет более устойчивым. Самое главное – чтобы занятия проводились в игровой форме, тогда интерес – главный мотиватор обучения будет вашим помощником и гарантом успехов.
Упражнение №5. «Знакомые звуки»
Эта игра походит на разминку, которая предлагалась для тренировки зрительного канала информации. В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:
- звуки природы;
- голоса животных;
- шумы, издаваемые приборами.
Можно предложить озвучивание на разном расстоянии (собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами).
Упражнение №6. «Угадай мелодию»
Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:
- узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,
- напеть его;
- продолжить начатую мелодию.
Упражнение №7. «Щелчок в уме»
Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится – не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху – снизу, слева – справа, громче – тише.
Упражнение №8. «Знакомые ощущения»
В этой игре предлагается назвать определенное число:
- занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);
- видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);
- объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).
- объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).
Упражнение №9. «Пантомима»
Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:
- изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п.     
Упражнение №10. «Воображаемое прикосновение»
Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему «прикасался» игрок.
Упражнение №11. «Вкусы по памяти»
Участники называют:
- пять сладких блюд;
- пять трав, используемых в качестве приправ к еде;
- пять объектов, горьких на вкус.
Упражнение №12. «Странная дегустация»
После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:
- соленых огурцов, смешанных с мороженым;
- помидоры с клубничным вареньем;
- манную кашу с горчицей;
- молочный суп с селедкой; а напоследок – молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).
Упражнение №13. «Назови запахи»
 Назови запахи:
- связанные с природой;
- связанные с двигателями;
- самые приятные.
Условия те же, что и в других подобных играх.
Упражнение №14. «Запахи, которых нет, но они есть»
В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.









Комментариев нет:

Отправить комментарий