вторник, 26 марта 2013 г.

Я - исследователь

Мельникова Лариса Ивановна,
учитель начальных классов

Программа для 4 класса (выдержки)


Данная программа факультатива предлагается учащимся 4 класса общеобразовательной средней школой.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности, стремления к познанию.

Целью образовательной программы является создание условий для развития исследовательской культуры учащихся через накопление опыта организации и проведения практических исследований.
 Задачами, на решение которых направлена программа, является формирование ряда мыслительных и практикоориентированных умений учащихся, сочетание которых обеспечивает становление исследовательской культуры:
1.мыслительные навыки:
   анализ, выделение главного;
   сравнение, обобщение, конкретизация;
   определение и объяснение понятий;
   доказательство и опровержение гипотезы;
   умение видеть противоречия.
2.умение провести теоретическое исследование через работу с книгой и другими источниками информации;
3.умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, направленной на оформление результатов исследования и их презентацию;
4. специальные исследовательские умения:
·        умение видеть объект с разных сторон, установка на возможность различных решений исследовательской задачи;
·        умение устанавливать причинно-следственные отношения, выдвинуть гипотезу;
·        умение спланировать и организовать исследование, направленное на проверку гипотезы, используя методы научного познания;
·        умение вовремя отказаться от «скомпрометированной гипотезы»;
·        умение провести мысленный эксперимент, моделирование эксперимента;
·        способность отмечать промежуточные результаты исследования, не унывать при неудаче.
Подходы к организации обучения
Природная любознательность младших школьников, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового позволяют легко включить ребёнка в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения, поэтому обучение должно начинаться с умения видеть проблемы, с умения удивляться. Организовывать работу по решению проблем необходимо по законам  проведения научных изысканий, как самостоятельный творческий поиск. В рамках исследовательского подхода по традиции, заведенной еще Д. Дьюи, обучение ведется с опорой на непосредственный опыт и его постепенное расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связанного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении  являются  индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования обучения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы:
Ø     Анализ и установление причинно – следственных связей;
Ø     Сравнение, обобщение и конкретизация;
Ø     Выдвижение гипотез;
Ø     Перенос знаний в новую ситуацию;
Ø     Поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы;
Ø     Планирование исследования;
Ø     Оформление результатов проведенного исследования.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов  исследовательской деятельности школьника. В современной теории исследовательского обучения (Дж. Шваб, П. Брандвейн, Леви) выделяется 3 уровня его реализации на практике:
1.     Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти самостоятельно учащимся;
2.     Преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно (может быть коллективный поиск);
3.     Постановкой проблемы, поиском методов ее исследования и разработкой решения занимаются самостоятельно учащиеся.
Задачей учебного курса является постепенный переход к исследовательской деятельности учащихся третьего уровня.
Ожидаемые результаты
Говоря о результате, мы должны ясно понимать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.  И пусть ребята не делают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции и развития познавательных сил. Педагогический результат – это опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новых знаний и умений, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Результат образовательного процесса определяется через выявление уровня сформированности исследовательского и творческого мышления учащихся.
В качестве возможных линий анализа сформированности исследовательского мышления учащегося мы выдвигаем следующие критерии:
·       степень проявления поисковой активности,
·       глубина, прочность овладения способами и приемами исследовательской деятельности,
·       оригинальность, правдоподобие, обоснованность и действенность выдвигаемых гипотез, их количество;
·       планомерность и организованность выполняемого исследования; полнота и обоснованность выводов.
Методы отслеживания результативности
v   Определение гипотетичности, как общей творческой способности
Для этого учащимся предлагалось выдвинуть гипотезы – предположения о причинах событий и перспективах развития фантастического явления, т.е. выдвинуть логические ретроспективные и фантастические перспективные гипотезы. Задания предлагались для выполнения в классе. Учащимся были даны  следующие три ситуации для выдвижения гипотез:
1.     «Что бы было, если бы все люди научились обходиться без воды и пищи?»,
2.     «Представь себе ситуацию, при которой времена года на Земле будут длиться по сто лет»
3.     «Почему некоторые дети плохо учатся в школе?» (текст методик см. в приложении).
В качестве критериев для оценки степени развития  гипотетичности у учащихся мы, основываясь на тесте Гилфорда по изучению креативности и творческого мышления и исследованиях Мещеряковой, выделили такие три показателя:
·        беглость (количество выдвинутых гипотез);
·        гибкость (количество классов выдвинутых гипотез);
·        оригинальность (единичный ответ – редко встречающийся – часто встречающийся);
Исходя из практического опыта, мы ограничили количество возможных гипотез -  шестью.
Каждый вариант гипотезы оценивается по этим критериям и в соответствии с ними  начисляются баллы.
1. Показатель беглость.  За каждую гипотезу учащийся получает  по одному баллу. На основании этого можем выделить следующие уровни развития  беглости:
5 и больше баллов — высокий уровень;
3-4 баллов — средний уровень;
1-2 балла —  низкий уровень;
2. Показатель гибкость. Каждый класс гипотез оценивается в один балл. Т.о., можем   выделить следующие уровни развития  гибкости:
5 и больше баллов — высокий уровень;
3-4 баллов — средний уровень;
1-2 балла —  низкий уровень;
 3. Показатель оригинальность. Гипотеза считается оригинальной и ей приписывается 3 балла, если  она не повторяется среди всего класса.  Если вариант гипотезы редко встречается (не более 3 – 4 раз на весь класс), то за каждую гипотезу дается 2 балла. Часто встречающийся вариант гипотезы оценивается в 0 баллов. Т.о. оригинальность оценивается от 0 до 3 баллов и можно выделить следующие уровни ее развития.
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
0 баллов – низкий уровень;
Т.о. общая способность к выдвижению гипотез  оценивалась суммой баллов по всем трем критериям. На основе полученных результатов мы выделили несколько уровней развития гипотетичности как общей творческой способности:
Больше 40 – очень высокий уровень;
30 – 39 – высокий уровень;
20 – 29 – выше среднего;
10 – 19 – средний уровень;
0 – 9 – низкий уровень;
v    Задания второго блока преследовали следующую цель  - изучение особенностей проявления гипотетичности в исследовательской деятельности в условиях специально организованного поиска на учебном материале у учащихся младшего школьного возраста.
На основе изучения содержания учебников по различным предметам и анализа представленных в них заданий мы выбрали такую область науки, как естествознание, т.к. по нашему мнению, именно данная область знаний дает широкие возможности для проявления исследовательской деятельности уже в младшем школьном возрасте, и составили три учебных задания исследовательского характера с подсказками. Составленные для каждого задания подсказки были предназначены для ориентирования учащихся в направлениях поиска для выполнения исследовательского задания.
Исследовательские задания:
1. Почему одной из экологических задач, которую решает человечество, является борьба за чистый воздух?
Подсказка 1. Чтобы успешнее справиться с заданием предположи, к каким последствиям приведет отсутствие чистого воздуха?
Подсказка 2. Чтобы еще успешнее справиться с заданием подумай, насколько воздух важен для жизни.
Подсказка 3.
Воздух очень важен:
1. для планеты в целом
2. для мира растений
3. для мира животных
4. для человека
2. Зачем человеку нужна разнообразная пища?
Подсказка 1. Чтобы успешнее справиться с заданием предположи, к каким последствиям приведет питание однообразной пищей?
Подсказка 2. Чтобы еще успешнее справиться с заданием подумай, почему человеку необходимо употреблять пищу богатую витаминами?
Подсказка 3.
Пища важна для человека:
1. В пище содержатся витамины и другие важные вещества
2. В разных видах пищи содержатся разные витамины и важные вещества
3. Витамины влияют на работу разных органов нашего организма
3. Как компьютер влияет на жизнь людей?
Подсказка 1. Чтобы успешнее справиться с заданием предположи, как  изменилась бы жизнь людей, если бы у них не было компьютера?
Подсказка 2. Чтобы еще успешнее справиться с заданием подумай, где используется компьютер?
Подсказка 3.
1. Компьютер думает быстрее, чем человек
2. Компьютер запоминает больше информации
3. Через Интернет  можно общаться с людьми
4. У человека, работающего на компьютере, устают глаза
5. Люди, работающие на компьютере, мало двигаются
Исследовательские задания оцениваются по следующему критерию - степень использования подсказок при ответе на вопрос:
1)    воспользовался всеми предложенными подсказками;
2)    воспользовался одной или несколькими из предложенных подсказок;
3)    частично воспользовался предложенными подсказками и                       предложил свои варианты;
4)    не воспользовался подсказками и предложил свои варианты
v   Задания  третьего блока были направлены на изучение особенностей проявления гипотетичности при самостоятельном выполнении  исследовательских заданий на учебном материале у учащихся младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
 На первом этапе присутствуют некоторые элементы сходства с первым исследования и свои существенные отличия. Здесь в отличие от первого блока, учащиеся предлагается выдвинуть в классе предположения о причинах явления, о котором ученые до сих пор спорят и не могут придти к однозначному ответу и явлениях окружающего мира, с которыми учащиеся постоянно сталкиваются, но при этом не задумываются о необходимости их для жизни. На этом этапе так же, как и во втором блоке, учащимся предлагается заполнить анкету (ее цель  и образец см. выше).
 На втором этапе учащимся предлагается провести дома небольшое, без использования подсказок, самостоятельное теоретическое исследование, в котором они подтвердят или опровергнут  выдвинутые в классе гипотезы или разработают новые.
Учащимся  предлагаются следующие три исследовательских задания:
1. Почему исчезли динозавры?
2. Зачем человеку нервы?
3. Для чего человек выращивает растения?
Для оценки же самих теоретических исследований учащихся мы сравнили гипотезы, которые учащиеся выдвинули на уроке и разработанные дома  и выделили следующие дополнительные показатели оценки стратегии проведения исследования с использованием  гипотез:
1.     разработка всех выдвинутых в классе гипотез;
2.     разработка одной или нескольких из выдвинутых в классе гипотез;
3.     разработка отдельных гипотез, выдвинутых в классе и разработка новых;
отказ от всех выдвинутых в классе гипотез и разработка новых;

Содержание программы.
Тема 1. Сто тысяч почему
Вопрос как начало мышления. Толстые и тонкие (репродуктивные) вопросы.  Умение удивляться и умение задать вопросы. Проблема как недостаточность информации, непонятное явление, загадка, тайна. Уточняющие, образные, проблемные, творческие, сущностные вопросы. Вопрос “Почему?” и близкие к нему: “по каким причинам”, “из-за чего”, “зачем”, “вследствие чего”, “как”, “каким образом”.
 «Гипотеза» с древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Построение гипотезы через выдвижение обоснованного высказывания вероятностного характера относительно сущности взаимосвязей объектов и причин явлений. Предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Зарождение гипотезы вследствие недостаточности информации и вероятностной неопределенности поисков в процессе интуитивного познания. Гипотетичность как «способность к построению и выдвижению гипотез».
Выдвижение гипотезы как этап творческого процесса познания (осознание проблемы, выработка гипотезы и проверка), без которого само творчество невозможно.
Загадки и тайны вокруг нас: тайны воды, огня, времени, света, живой природы, человеческого организма, космоса и т.д.

Тема 2. Методы научного познания:
наблюдение, опыт, исследование.
Накопление знаний о природе древними людьми в ходе исторического развития. Методы изучения людьми природы в древности. Наблюдение, его значение. Что мог наблюдать древний человек. Различие между “смотреть” и “видеть”. Повторяемость результатов наблюдения и умозаключение. Размышление о причинах, вызывающих те или иные процессы и в природе, и в обществе. Наблюдение и опыт – важнейшие методы изучения природы. Жизненный опыт как основа познания. Применение накопленных знаний в жизни.
План проведения исследования: выявление проблемы; прояснение неясных вопросов; формулирование гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных; анализ и синтез собранных данных; сопоставление их и умозаключение; подготовка и написание решения проблемы; фиксация результатов; переосмысление результатов и проверка гипотезы; построение обобщений, выводов и заключений.
Количество выдвигаемых гипотез как показатель широты видения проблемы. Качество гипотезы: обоснованность (правдоподобие, наличие объясняющих гипотезу аргументов; зависит от степени осознанности рассматриваемого процесса); действенность (насколько целесообразна и возможна реализация той или иной гипотезы); оригинальность (выражает степень непохожести предлагаемой гипотезы среди других).

Тема 3. Лабораторное оборудование и эксперимент.
Эксперимент – характерный для естествознания метод исследования. Лаборатория, оборудование лаборатории. Материалы, приборы, приспособления. Измерения и измерительные приборы: мензурка, линейка, весы, секундомер. Знакомство с лабораторной посудой из стекла, керамики, металла, пластмассы (колбы, пробирки, воронки, тигли, ступки и т.д.) Соответствие материала, из которого сделана посуда, её назначению. Приборы для нагревания: спиртовки, электроплиты. Правила безопасности при их использовании. Штатив, набор муфт и лапок к нему. Приемы работы со штативом.
Правила подготовки и проведения эксперимента: разработка плана исследования, подбор необходимого оборудования, подготовка рабочего места для эксперимента, безопасность при проведении опыта, приведение рабочего места в порядок после окончания работ. Аккуратность и осторожность при выполнении эксперимента.
Правила поведения в лаборатории: Соблюдение техники пожарной безопасности. Использование приборов и материалов только по назначению. Поддержание тишины и порядка. Обращение к учителю при затруднении в работе.

Тема 4. Выдающиеся открытия.
Наука – особый вид знания. Наука в Древнем Египте и Древнем Шумере, позже Вавилоне (математические знания при строительстве). Древние обсерватории. Наука в Древней Греции и Древнем Риме (научные споры – дискуссии; знания по астрономии, математике, физике, географии и т.д.). Древняя Греция как колыбель науки. Наука в Средние века (Д.Бруно, Н.Коперник, И.Кеплер). Наука в эпоху Просвещения. Наиболее яркие открытия учёных в истории Европы.
Описание, способа организации эксперимента, путей получения знания. Воспроизводимость научных экспериментов. Признаки научных знаний: объективность, возможность на их основе прогнозировать будущее.
Каждый опыт проводится с целью получить ответ на вопрос, поставленный исследователем. Научное предвидение, проявляющееся в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее. Составление плана опыта, подготовка оборудования.  Теоретическое объяснение полученных результатов исследования.
Понятие идеи как мысленного решения проблемы. Идея как ориентир в исследовании  скрытого и неизвестного, как догадка перед открытием. Идея, принятая как уверенность, останавливает исследование, а принятая как сомнительная возможность, дает точку зрения, платформу для исследования.
Исключение, аномалия, феномен – пока необъяснимый научный факт или факт, противоречащий существующей теории.

Тема 5. Мы исследователи.
Природное, врожденное стремление исследовать окружающий мир как одна из самых удивительных универсальных особенностей психики живых существ, в том числе, животных и человека. Для всех живых существ исследовательское поведение является одним из действенных инстинктов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. Исследовательская программа ребёнка 2-4 лет. Исследовательский опыт как источник саморазвития.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Эти способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним.
Инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач: умение видеть проблемы; умение ставить (задавать) вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определения понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тема 6. Загадки Земли.
Место различных умственных приёмов при организации исследования: прием анализа явления, фактов, причинно – следственных связей, приём доказательства (аргументации), прием сопоставления фактов и явлений,  прием использования аналога,  прием обобщения направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и построение на этой основе  цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Прием переноса знаний в новую ситуацию.
Материя и формы её существования: вещество и поле. Гравитационное, электрическое и магнитное поля. Поле как способ взаимодействия. Энергия. Закон сохранения энергии. Энергия вещества и  поля. Что такое поле.  Явление намагничивания. Магнитное поле Земли, магнитные полюса и магнитные линии.
Тема 7. Химические элементы.
Различия между физическими и химическими явлениями. Что такое химическая реакция. Химические реакции вокруг нас. Реакционная способность веществ. Химический элемент. Образование новых веществ в результате химических реакций. Сопровождение химической реакции изменением энергии.
Правила обращения с веществами в лаборатории:
- нельзя пробовать вещества на вкус; 
- нельзя брать вещества руками, только специальными приборами;
- для ознакомления с запахом веществ необходимо осторожно приблизить к лицу сосуд с веществом и рукой направить к себе воздух;
- нельзя использовать неизвестные вещества, можно – только вещества, имеющие специальную этикетку;
- нельзя отсыпать избыток вещества обратно в банку;
- отходы от опытов сливать в специальные сосуды, а не в водопровод;
- нельзя проливать и просыпать вещества. 
Тема 8. Тайна жизни и экосиситемы.
Понятие системы. Нервная, водопроводная, Солнечная системы и т.д.
Компоненты системы и связи между ними. Целостность системы и способность обладать новым качеством. Природа как открытая система, в которую постоянно поступает энергия (солнечная и земных недр). Эволюция природы и её современное состояние. Природа сама себя строит, поддерживает в «рабочем состоянии», «ремонтирует», регулирует и воспроизводит. Природа – развивающаяся и саморегулирующаяся система, все компоненты которой взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. Все компоненты состоят из одних и тех же химических элементов, но образуют разные вещества. Все в природе подчиняется общим физическим законам и математическим закономерностям. Человек – часть природы и подчиняется её законам.
Познание законов природы и научно-обоснованное природопользование. Жизнеспособность автономной искусственно созданной экосистемы. Роль зеленых растений на Земле. Растительная клетка как о сложная биологическая система, в которой  каждый компонент несет определенную функцию и все компоненты связаны между собой. Наука о природе и человеке как единая наука.

Тема 9. Загадки Космоса.
Космос как объект, доступный только наблюдению. Объекты космоса. Телескопы, их устройство. Накопление знаний о космосе в истории человечества. Службы точного времени, службы погоды. Пулковская обсерватория. Изобретение и создание реактивного двигателя. Запуск спутников Земли. Космонавтика. Как мы можем изучать космос?
Этапы теоретического исследования:
1.                Определение темы исследования, ее формулировка;
2.                Выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;
3.                Составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;
4.                Изучение литературы;
5.                Сбор фактического материала; его структурирование, обобщение, формулировка выводов.
Особенности при проведении исследования по предметам гуманитарного цикла и естественно – научного циклов. Изучение первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов, проведение теоретического или практического эксперимента. Оформление результатов исследования наглядно: в виде графиков, таблиц, рисунков. Описание исследования в соответствии с планом: замысел, ход и результаты исследования. Представление результатов исследования в виде сообщения, доклада, реферата.
Космические тела, их взаимосвязи во Вселенной как в системе. Космические объекты: планеты, их спутники, астероиды, кометы, звёзды, звёздная пыль, галактики, ядра галактик, квазары.  Солнечная система, её образование. Структура солнечной системы: планеты-гиганты, планеты земной группы. Исследование космоса. Телескопы, спутники, космонавтика. Работа космонавтов на околоземной орбите; запуск спутников и космических кораблей; космические путешествия. Вид звёздного неба. Созвездия.

Тема 10. Загадки современной цивилизации.
Социологическое исследование.

Учебно-методический комплекс
На первом этапе мы стремились раскрепостить детей, создать условия для свободного высказывания идей, фантазий, вопросов, научить задавать вопросы «почему?» и отвечать на него. На этом этапе очень важно пробудить у детей интерес к творчеству, учить находить свой нестандартный творческий подход к решению, преодолеть боязнь задавать вопросы и отвечать на них.  У младших  школьников умственная активность выступает преимущественно  в непосредственной любознательности, составляющей первооснову будущей исследовательской мысли. Поэтому одним из факторов творческого развития ребенка является исследовательская активность в форме постановки вопросов  в проблемной ситуации. Любознательность, так ярко выражаемая в его вопросах, обеспечивает открытость всему новому и неизвестному, поиск неизвестного в уже известном, порождение новых проблем и решений.
Первый кризис в развитии вопросов у детей приходится на начальные годы обучения в школе. Жесткая ориентация младших школьников на поиск ответов, а не на порождение вопросов, преобладание на уроке вопросов, адресованных к памяти, а не к мышлению учеников, приводит к ситуации, когда дети перестают задавать вопросы.
На  уроках ученикам предлагается задавать вопросы разных типов: простые и сложные, развивающие и занимательные, осведомительные и прогнозирующие и т.д.
  Второй этап был связан с развитием наблюдательности, умения делать практические сравнения данных, выявлять причины их изменения. Мы учились устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания и делать выводы из результатов наблюдений.                
  На третьем этапе дети овладевали способностью к проведению практического исследования. Мы познакомили ребят с алгоритмом выполнения исследования; формулировка гипотезы (ответ на вопрос: почему?), проверка гипотезы; выводы (положительный или отрицательный результат проверки гипотезы). Мы учили третьеклассников доказывать, находить причины и следствия;  не бояться делать ошибки, преодолевать трудности. Ребятам предлагались задания на поиск причины по данному факту (поиск ответа на вопрос: почему это произошло?).
Четвёртый этап был направлен на развитие умения проводить аналогии и самостоятельно теоретически исследовать проблему. На этом этапе использовался метод познания, который называется моделированием. Он заключается в том, что исследуются аналогии, которые и называются моделями. Шаги моделирования:  понять задачу; найти главные части; найти основные связи между этими частями; провести исследование модели; перенести результаты исследования на оригинал (Например, почему на полюсах солнце светит, но не греет? Дети проводят исследование с использованием модели солнечной системы).               
Реализация исследовательских технологий обучения предполагает последовательное обучение детей умению исследовать, что можно делать по предложенным нами этапам,  и требует изменения педагогической позиции. Учитель должен быть не источником знаний, а руководителем и партнером, он должен тонко чувствовать проблемные ситуации, уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной форме. Должен быть партнером и помогать отдельным учащимся, постараться увлечь учеников проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, давать возможность обменяться мнениями, поощрять предложения по выдвижению новых направлений исследования. Должен быть терпим к ошибкам учеников, предлагать им помощь только в случаях безнадежности поиска. Учитель – старший товарищ по работе, он не подсказывает, не дает готовых ответов, а направляет мысли детей в нужное русло и радуется открытиям вместе с ними.

Параллельно осуществлялось развитие умения детей планировать – устанавливать правильную последовательность действий для реализации цели. Во время исследовательской работы важное место отводилось обсуждению полученного решения. Перед началом работы важно проговорить, каких целей надо достичь, составить план действий, сопоставить этот план с намеченными целями урока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий