ВОПРОСЫ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гасникова Татьяна Олеговна, психолог школы, преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена |
Известно, что примерно с четырехлетнего возраста дошкольники начинают исследовать окружающий мир не только через взаимодействие с предметами и игровую деятельность, но активно задавая большое количество вопросов окружающим взрослым.
Познавательная активность дошкольников и
младших школьников, по мнению Ильина Е.П.,
начинает носить «характер спонтанной вопросительности, когда ребенок
проявляет любознательность к широкому кругу объективной действительности.
Задавая вопросы, ребенок стремится понять сущность конкретных предметов и
явлений, найти связи и зависимости между ними, сопоставить новый опыт с
предшествующими знаниями, найти сходство и различие, хочет проникнуть за
пределы воспринимаемого им мира»[1]. Это дает ему возможность проникнуть вглубь
неизведанного, понять неизвестные дотоле области жизнедеятельности человека.
По мнению некоторых исследователей,
существует принципиальное различие в понимании любознательности ребенка, выражаемой
в форме вопросов и его возможностями в использовании вопроса в поисковой
функции мыслительной деятельности [2].
Безусловно, огромное значение в
приобретении человеком информации играет речь. Рассматривая поведение ребенка
через призму исследовательского подхода,
можно выделить 2 его вида - вербальное (постановка вопросов) и
невербальное. Остановимся на исследовании вербального исследовательского
поведения младших школьников.
В нашем исследовании
принимали участие третьеклассники школы № 347 г. Санкт - Петербурга, примерно с
равным половым соотношением девочек и мальчиков в каждом из 3-х классов.
Исследование проводилось в групповой форме, в ходе которого каждому испытуемому
необходимо было придумать и задать все возможные вопросы по картине, которые помогли
бы понять, что случилось. При этом ставилось условие не задавать таких
вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. В качестве
экспериментального материала использовался один из субтестов вербального
буклета А - «Задай вопросы» теста творческого мышления П. Торранcа.
В психолого - педагогической
литературе существуют различные подходы к классификации вопросов. Один из них разработан Э. А. Барановой [3], которая базируясь на
классификациях, разработанных Н. Бабич, А. И. Сорокиной, Н. Б. Шумаковой, предлагает свой подход. Она делит
все вопросы на поисковые и
непоисковые.
Поисковые вопросы представляют
собой форму вербальной поисковой (исследовательской) активности, возникающей при
дефиците информации об объект направленной
на получение необходимой информации о нем. Они включают четыре группы вопросов: продуктивные, идентификационные,
вопросы-подсказки, вопросы-уточнения.
Непоисковые вопросы разделены
на три группы: коммуникативные (для установления контакта), оценочные
(для оценки хода осуществляемой деятельности) и отвлеченные.
Поисковые
вопросы учащихся (классификация Барановой Э.А.) были разделены на 2 группы:
поисковые продуктивные и поисковые идентификационные. Среди составленных
учащимися вопросов, вопросов – подсказок и уточнений, непоисковых вопросов
выявлено не было.
Продуктивные
вопросы направлены на получение
сведений и требуют ответа, они делятся на:
1.
Целевые — выясняющие предназначение, функцию вещи (Зачем? Для
чего? Кому необходима?);
2.
Устанавливающие — нацеленные на определение объектов (Что это?);
3.
Определительные — нацеленные на выяснение возможных характеристик
объекта (Какой? Сколько? Где?);
4.
Причинные — ориентированные на установление связей с другими объектами,
выявление структуры, строения объекта (Почему? Как? С чем связан? Из каких
частей состоит?).
Идентификационные вопросы выражаются в форме
конкретного предположения вопросительного характера, они направлены на
идентификацию объекта и его характеристик, они делятся на:
- Вопросы-дефиниции, представляющие собой выдвижение конкретных версий по поводу самого объекта (Это то?);
- Гипотетико-определительные вопросы, связанные с выдвижением предположений о свойствах и характеристиках объекта (Это такого цвета? Это такой формы? Это растет там? и т. п.).
В результате проведенного исследования в третьих
классах было выявлено, что исследовательская активность в форме вопросов в
целом по всем 3-м классам в большей
степени (30% от общего числа в форме продуктивных определительных вопросов)
проявляется через выявление возможных признаков и свойств объекта, определение
временных и пространственных характеристик связанных с объектом. Также познавательный интерес школьников лежит
в области выявления и идентификация
объекта исследования - продуктивные устанавливающие вопросы представлены в соотношении
22% от общего числа вопросов. В чуть меньшей степени школьников волнуют проблемы причин, закономерностей и
сущности явлений, а так же вопросы- гипотезы, выражающие предположения о
свойствах и характеристиках объекта и ситуации- 18,5% и 18% соответственно. В
небольшой степени представлены
продуктивные целевые и вопросы дефиниции 7,5% и 4% соответственно.
Полученный нами результат исследования во многом
соотносится с данными эксперимента Э.А. Барановой, по которым у детей семилетнего возраста резко
уменьшается количество вопросов идентификационного характера при одновременном
увеличении количества продуктивных вопросов. В нашем исследовании у учащихся
3-их классов преобладают вопросы продуктивного характера над идентификационными
(78% и 22% соответственно).
Если проанализировать отдельно данные по
предпочтению вопросов с точки зрения пола
учащихся, то можно выделить следующие особенности.
Таблица 1.
Сравнительный анализ исследовательской
активности в форме вопросов у девочек и мальчиков третьего класса в %
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Анализируя данные таблицы 1, можно отметить, что
мальчики в большей степени, чем девочки
нацелены на выявление предназначения деятельности человека, функций
предметов, характеристик объектов, выдвижение конкретных версий по
происходящему (преобладание вопросов целевой направленности - «Зачем?», «Для
чего?», определительной «Какой?», «Сколько?», «Где?» и вопросов- дефиниций «Это
то?»). Девочек же больше волнуют причины событий, взаимосвязи людей, предметов.
О качественном своеобразии постановки вопросов
учащимися можно судить по таким критериям как широта и глубина, т.е. по
количеству и видовому разнообразию поставленных вопросов. Отдельно
проанализируем вопросы учащихся с этой точки зрения. Анализ данных показал, что
широта исследовательской поиска (количество вопросов составленных школьниками)
демонстрируется с небольшим перевесом на среднем и высоком уровне (26% и 31,5%
соответственно), что свидетельствует о достаточной степени охвата вопросами содержания
изображения (от 6 и больше вопросов).
Глубина поиска в основном проявляется на среднем
уровне- 68,5% испытуемых задали вопросы
в 3-4 категориях поисковых вопросов, что говорит о достаточно высоких
возможностях разнопланового анализа
происходящего. На низком уровне находятся- 26% от общего числа испытуемых, что
соответствуем 1-2 категориям поисковых
вопросов.
Проанализируем отдельно данные, полученные в
исследовании с точки зрения пола испытуемых, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ ширины и глубины
исследовательского поиска в форме вопросов у девочек и мальчиков в третьем
классе в %
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Анализируя данные табл. 2 можно отметить, что
широта и глубина исследовательского поиска и у мальчиков и у девочек развита
примерно одинаково.
В заключение
необходимо отметить важность развития исследовательской активности, в частности
в форме вопросов в младшем школьном возрасте. Именно она является необходимой
составляющей обучения, способствующей развитию активности и самостоятельности в
нем, свидетельствующей о наличии интереса к учебному предмету и исследованию
окружающей действительности в целом. Если эта работа будет проводиться
целенаправленно, будут создаваться
условия для развития глубины исследовательского поиска, обучению постановке целевых, причинных и
гипотетико - ориентированных вопросов, то постепенно младшие школьники будут
задавать больше познавательных вопросов, расширится типовое их разнообразие, и
учащиеся перейдут на более высокий уровень познавательной
исследовательской активности.
Библиографические ссылки
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов.-
СПб.: Питер, 2012
2. Шумакова Н.Б. Исследовательская
активность в форме вопросов в разные возрастные периоды// Вопросы психологии,
1986, № 1С. 53-59.
3. Баранова Э.А. Вопрос как форма
познавательной активности детей 5-8 лет// Вопросы психологии. 2007, №4, С.
45-55.
Гасникова Татьяна Олеговна, школьный психолог, преподаватель РГПУ им.А.И.Герцена
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить