воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Учимся задавать вопросы




Аксенова Наталья Ивановна,
учитель английского языка


Формирование у младших школьников умения задавать вопросы

Роль вопроса в мышлении и обучении - проблема, ведущая свою историю с античных времен и широко разрабатываемая в настоящее время. Начиная с Сократа, вопрос рассматривался как источник внутреннего и внешнего диалога, в процессе которого происходит постижение истины. Современные исследователи психологии мышления рассматривают вопрос как неотъемлемый элемент структуры мышления. Логическую природу вопроса анализировали философы и логики А.Д. Гетманова, Ю.И. Зуев, Н.И. Кондаков и др. Дидактические аспекты вопроса изучали Н.П. Архангельский, В. Бертон, Н.Г. Дайри, М.А. Данилов и Б.П. Есипов, Б.В. Журавлев, Н.А. Исакова, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Ф. Морозов, Е.И. Перовский, С.Х. Чавдаров и др.; методика применения вопроса исследуется Б.В. Журавлевым, К.П. Карповой, К.П. Королевым, З.А. Смирновой.

Лишь в середине XX века в педагогике и психологии начинается исследование значения вопросов учащихся в развитии их мышления.
В рамках реализации ФГОС необходимо сформировать у учащихся такую компетенцию как умение задавать вопросы

Диагностические методики для отслеживания уровня сформированности умения задавать вопросы.

Задание 1. «Задай вопросы»

Инструкция: «Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим задани­ям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось.

Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку, сколько захо­чешь».
Задание 2. «Необычные вопросы»

Инструкция: «В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привле­кать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, ко­торые обычно не приходят в голову».
Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Еще древний философ заметил, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только очень образованным, но и любознательным (задания типа: узнай с помощью вопросов причину события; какие ты можешь задать вопросы; какие вопросы могут задать тебе).
Задания на развитие вербального мышления
1.     Придумай и задай разные вопросы, чтобы больше узнать о предметах и животных, изображённых на рисунках.




2.     3 группы получают предмет- мяч, машинку, куклу, и должны записать 3-5 вопросов, которые помогут узнать новое о предмете.

3.     Игра «Найди загаданное слово»
Фронтально задать о тех же предметах вопросы, начинающиеся со слов «Что? Как? Почему? Зачем?». Условие: в вопросе не должно быть явно видимой связи с предметом.
(Если предмет- апельсин, нельзя спрашивать: Что это за фрукт? Надо: Что это за предмет?)

4.     Игра «Угадай, о чём спросили»
Ученику даётся несколько карточек с вопросами, он читает  один вопрос про себя, а ответ даёт вслух. Задача остальных- угадать вопрос.
Варианты карточек:
Какой окрас имеют обычно зайцы?
Почему совы охотятся ночью?
Почему космонавты в космосе надевают скафандры?
Почему главная площадь нашей страны называется Красной?
Могут люди жить без компьютера?

Вывод: вопросы могут быть уточняющими и восполняющими.
5.     3 группы получают одинаковые тексты и вопросы к ним. Задание: прочитать текст, ответить на вопросы к нему,  зачеркнуть лишние вопросы»

Текст.
Можно сказать так: «Я объяснил другу задачу». А можно сказать: «Я разъяснил другу задачу». Эту же мысль можно выразить по-другому: «Я втолковал другу Сашке задачу». Слова объяснил, разъяснил, втолковал означают одно и то же: сделал что-то ясным, понятным для себя или для другого. Можно ещё сказать так: разжевал и в рот положил. Значит, очень подробно, доступно объяснил, втолковал. Но это выражение и слово втолковал употребляются только в разговорной речи, в быту.
В русском языке много слов, которые называют одно и то же, но по-разному. Такие слова называются синонимы и говорят о богатстве русского языка.
Вопросы к тексту:
1.     Как называют слова, которые называют одно и то же, но по- разному?
2.     Почему русский язык называют богатым?
3.     Как в тексте найти синонимы?
4.     Как в тексте найти метафору?
5.     Почему французы картавят?

Вывод: вопрос должен опираться на имеющуюся информацию.
6.     На доске
плакат для чайнворда и слова для него: кот, том, дом, мёд, док, лом, мел, лот, тол, гол, лёд, дар, рог, зуб, тик, бук, туз, тик, луг, дан, Нил, луг, год.




?




-Составьте чайнворд и запишите вопросы-задания к словам.
Правила чайнворда - каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего.
Озвучивание нескольких работ учащихся.
Вывод: вопрос должен быть понятным и фактически верным (корректным).
7.     Учащимся можно предложить игру «Да / нет», суть которой в отгадывании ими задуманного слова или понятия путем постановки уточняющих вопросов. Например, на уроке по теме «Буквы О, о» учитель, задумав слово «полка», отвечает утвердительно или отрицательно на следующие детские вопросы: «Это игрушка?», «Это предмет мебели?», «Он есть у нас в классе?», «В этом слове 4 звука?», «В этом слове 2 гласных?», «Это слово начинается на звук [п]?» и т. п.
 «Это слово - предмет мебели, начинается на [п] и состоит из пяти звуков?»
          Упражнение «Да / нет» можно интерпретировать для различных учебных задач. Так, для усвоения графического образа букв, можно использовать игру «Угадай букву» (ведущий загадывает букву, остальные, задавая вопросы о том, строчная она или заглавная, печатная или прописная, о количестве элементов, об особенностях их написания, о фонематической составляющей, догадываются, о какой букве идет речь).
Можно использовать такой вариант: «Отгадайте при помощи вопросов, на которые я буду отвечать только «да» или «нет», какое литературное произведение я загадала?» (Это стихотворение? Это рассказ? Это сказка? В ней есть герои-животные? и т.д.) 
              Далее следует предлагать учащимся формулировать вопросы восполняющие (открытые), направленные на выявление новых свойств и качеств интересующих явлений, обладающих таким признаком, как наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т. п. На эти вопросы необходимы развернутые, точные, прямые или косвенные ответы, опровергающие или подтверждающие.
8.     Упражнение «Задай вопрос о прочитанном» целесообразно предлагать на уроках по развитию восприятия художественного произведения (литературному слушанию). Ребята выступают в роли учителя, задающего своим ученикам вопросы по содержанию текста. Здесь уместно на первых порах использовать таблицу-опору с вопросительными словами (таблица 1).
Таблица 1
Опора-вопросник

КТО?..
ЧТО?..
КАК?..
ГДЕ?..
КОГДА?..
        
Задания на постановку вопросов можно проводить в виде соревнования, лучшие вопросы записывать на доске. Очень важно с самых ранних этапов формирования умения задавать вопросы заботится не только об их количестве, но и помнить, что они должны быть значимы и небанальны. Анализируя их, ребята учатся отмечать точность, глубину, оригинальность заданного вопроса. К тому же заданные вопросы должны быть корректными.
Примерами таких вопросов могут быть следующие: «Кто главный герой в этом произведении?», «Что с ним произошло?», «Где все происходило?» и т. п.
          И уточняющие, и восполняющие вопросы могут быть простыми или сложными.           Простые вопросы, содержа одну конкретную мысль, предполагают развернутый, подтверждающий или опровергающий, точный и ясный ответ. (Это слово начинается с мягкого согласного?, Сколько элементов содержит прописная строчная буква а?) Сложные вопросы содержат 2-3 вопроса, для правильного ответа на них необходимо общий вопрос расчленить на конкретные 2-3 вопроса, ответить сначала на 2-3 них, а в конце – ответить на общий сложный вопрос. Такие вопросы направлены на умение размышлять, анализировать, аргументировать, обосновывать, а также на генерирование новой информации. Предлагать их формулировать можно «сильным» учащимся, «собирая» несколько простых вопросов.
9.   Игра «Купи слона»:стоя по кругу, дети задают вопрос друг другу, кидая мяч, ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему участнику игры. Например: Для чего нужно учиться задавать вопросы? Чтобы узнавать больше информации. А для чего нужно узнавать больше информации? и т.д.
10.                      Конструирование «Ромашки вопросов» («Ромашка Бенджаитна Блума»). Работа в  2 группах. Написание на лепестках ромашки  6 видов вопросов по темам: 1гр.- «Мои друзья», 2 гр.- «Моя семья». 
11.                     «Аукцион вопросов». (по тексту).Дети стараются сформулировать как можно больше вопросов определенной направленности:

  • Что вам понравилось (или не понравилось) в рассказе, тексте? Сформулируйте вопросы так, чтобы все это поняли. 

  • Сформулируйте вопросы о положительных (об отрицательных) поступках героев.

  • Задайте вопрос так, чтобы ваши товарищи рассказали самое главное.

  • Как нужно поставить вопрос, чтобы читатели поняли главную мысль произведения?
На занятиях детям нужно рассказать о 6 типах вопросов




 Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно явление отличается от другого?»
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим.  «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
После этого целесообразно рассказать зачем нужны вопросы, что такое хороший вопрос,Функции вопрошания,что означает «правильно сформулировать вопрос»,как правильно отвечать на вопросы?
После проделанной работы  (достижения у учеников компетенции умения задавать вопросы) на русском языке, можно приступать к формированию умения задавать вопросы на английском языке.

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР


Мальчики и девочки: два разных мира
Для того чтобы помочь ученикам правильно сформировать умения задавать вопросы на английском языке, я предложила написать им творческую работу « Как я думаю, когда я задаю вопросы на английском языке?».
Читая работы, я еще раз убедилась, что мир и девочек и мальчиком совсем разный, и думаем и чувствуем мы по-разному.
Так писали девочки:
У меня в голове каша-малаша, все времена путаются, все, что знала- забывается.
Когда я думаю о том, о чем спросить, в моей голове появляются образы дороги с тройной развилкой, а посередине стоит камень и на нем написано «Прямо пойдешь, про имя спросишь. Налево пойдешь, про погоду узнаешь, а вправо пойдешь, узнаешь как правильно вопрос задать». И я топчусь с места на место и не знаю, куда пойти.
Мальчики ориентированы на результат, свои мысли они выражают логично, четко и последовательно:
Когда я задаю вопрос, я думаю о том, какой будет следующий вопрос. А так же стараюсь быть вежливее.
Придумываю ответ на встречный вопрос. Думаю о последствиях.
Я осознаю вопрос, что бы он не был обидным.
Сначала я формулирую вопрос на русском языке. Подбираю вопросительное слово, с которым будет вопрос. Составляю этот вопрос на английском языке согласно правилу. Произношу вопрос вслух.
Девочки придумали целые сочинения - рассуждения на предложенную тему, мальчики четко по пунктам расписали свои последовательные действия. 
Анализ данных показывает, насколько важно учитывать гендерный подход к обучению школьников. Необходимо пересмотреть методы, приемы и технологии обучения. Целесообразно будет сделать  акцент на особом объяснении девочкам, как правильно задать вопрос на английском языке, учитывая их эмоциональность и тип мышления.






1 комментарий:

  1. Светлана Евгеньевна20 февраля 2013 г. в 08:32

    Очень интересный материал для подготовки к уроку. С удовольствием его прочитала, обязательно буду использовать.

    ОтветитьУдалить