среда, 6 февраля 2013 г.

Самодиагностика владения приемами ТРИЗ и РТВ


Самодиагностика владения приемами ТРИЗ  и РТВ
 Так как этот  блог читают не только педагоги, но и родители, напомним, что к 7 годам у ребенка развивается наглядно–образное мышление. Идет опора на восприятие, представление и мыслительные операции с образами объектов. В это время созревает эмоциональная сфера, формирующая высшие нравственные эмоции – совесть, чуткость, забота, товарищество.
С 7 – 10 лет начинает формироваться абстрактно–логическое  или понятийное мышление. Это мышление понятиями – оно больше связано со знаниями и размышлениями, чем с образами. В это время дети начинают высказывать свое мнение, спорить.
Когда человек овладевает новым типом мышления, предыдущие типы мышления с возрастом не уничтожаются, а преобразуются в высшие формы, совершенствуются и развиваются параллельно друг другу. Развитие мышления происходит в течение все  жизни.
Приемы технологии РТВ и ТРИЗ дают возможность развивать воображение, наблюдательность, умение находить общее, сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить закономерности -  развивать творческие способности (качества ума).
Воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и объекты. А.Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К.Э.Циолковский писал, что холодному разуму математического расчета всегда предшествует воображение. Получается, что без воображения нет соображения.
Технологии РТВ  и ТРИЗ благотворно влияют на развитие творческих способностей детей. Использовать эти технологии можно по–разному:
·         Изучать РТВ и ТРИЗ как отдельные предметы (или факультативы)
·         На различных уроках  изучать один прием из РТВ или ТРИЗ и применять его для решения задач из разных предметных областей, то есть и в природоведении, и в математике и пр.
Я обучаю детей приемам этих технологий на факультативах, а потом предлагаю детям использовать уже известные им приемы  на разных этапах обычных уроков.
Чтобы определить, как ребенок овладел тем или иным приемом, необходимо проводить контроль и самоконтроль результатов – это обратная связь с учителем. Для диагностики развития интеллектуальных способностей учащихся я составляю и провожу тесты, которые потом обрабатываю и храню в портфолио каждого класса, в котором веду занятия. Главное правило тестирования  – чему  учу, то и проверяю. Тесты проводятся 2 раза в год после изучения большой темы.
Начиная с третьего класса, учащиеся могут самостоятельно оценивать свои знания и умения.  В начале занятия даю каждому  учащемуся таблицу самодиагностики владений приемами ТРИЗ и РТВ и прошу заполнить первый столбик, то есть оценить, в какой степени ученик владеет теми приемами, которые изучал ранее. Приведу примеры таблиц самодиагностики с разных занятий. Такие таблицы можно составлять для любого урока. Для заполнения таблицы ученики используют следующие условные обозначения:
Н- не знаком, С- слышал , З- знаю, П- применяю.  Условные обозначения позволяют поставить в графу таблицы только одну букву, что сокращает время работы.


Самооценка на начало  занятия
Использовал (а)
на занятии
Самооценка на конец занятия
Умение задавать «сильные» вопросы в игре «ДА-НЕТКА»



Умение формулировать противоречие в игре «ХОРОШО - ПЛОХО»



Умение составлять таблицу «МОРФОЯЩИК»



Умение развивать полученную идею в группе



Умение объяснить, что такое ТРИЗ



Умение формулировать ИКР












Самооценка
на начало урока
Использовал(а) на уроке
Самооценка
на конец урока
Умение задавать «сильные» вопросы в игре «ДА-НЕТКА»



 Умение создавать системный оператор



Умение составить загадку по системному оператору



Умение формулировать противоречие



Умение применять метод  ММЧ



Умение применять прием «Матрешка»



Умение применять прием      «Посредник»















Далее я веду занятие. Я прошу ребят в процессе работы ставить значки в среднем столбике, заметив, что они использовали тот или иной приём.
+  использовал на уроке
-  не использовал на уроке
В конце занятия мы опять возвращаемся к этим таблицам - ребята заполняют последний столбик, используя ту же систему знаков, что и в первой графе.
Н- не знаком, С- слышал , З- знаю, П- применяю
Затем я прошу ребят проанализировать, у кого на конец занятия поменялась оценка степени сформированности какого – либо умения, степень сформированности каких умений не изменилась и почему. Спрашиваю, кто дописал в таблицу другие умения, которые использовал на уроке. Выясняю, степень сформированности каких умений на конец урока ребята не смогли оценить и почему. (Не использовали). Таблицу специально составляю так, чтобы дети могли вписать в нее  свои умения, либо вписываю такие умения, которые не используем на этом уроке. Заполненные ребятами таблички показывают, что они не всегда правильно оценивают, какое именно умение смогли использовать,  некоторые могут поставить плюс напротив того приёма, который мы не использовали. Эти данные говорят о том, что ребёнку надо учиться становиться субъектом самооценки сформированности мыслительных приёмов. Вместе рассуждая и разбираясь, мы учимся думать о том, как мы думаем, какие приёмы применяем для решения задач, насколько успешно. Такая форма рефлексии интеллектуальных умений дает детям возможность осознанно участвовать в развитии познавательных умений. В таблице, которая представлена ниже, учащиеся работают целый год. В конце каждой четверти они определяют состояние своих интеллектуальных способностей. Чтобы не запутаться, используем ручки разного цвета. Эта таблица хранится в портфолио каждого учащегося.

Диагностика интеллектуальных способностей учащегося 3  класса
____________________________________________________________________



Знаю
Понимаю
Умею использовать
Использую в системе
 Использую на других уроках
Морфоящик






МФО






МЗР






МСК






СО






Противоречия






ИКР






ВПР






Оператор РВС






Синектика






Прием «Дробление- объединение»





Прием «Наоборот»






Прием «Динамичности»





Прием  «Матрешка»






Прием «Заранее подложенной подушки»





Прием «Посредник»






Прием «Копирка»






Прием «Самообслуживание»






Для учащихся вторых классов самодиагностика проводится по творческой карте ТРИЗ – града. Ребята в начале наших занятий знакомятся с картой страны ТРИЗ, в путешествие по которой мы отправляемся. Мы намечаем по этой карте маршрут движения и, таким образом, получаем представление о том, чему будем учиться. В процессе проведения занятий мы изучаем обозначенные на карте приёмы ТРИЗ:  «Метод Робинзона Крузо», «Морфологический ящик» и т.д. Тот кусочек карты, который нами уже пройден, ученики раскрашивают и размещают рядом с приёмом свои примеры его применения. Таким образом, мы видим зримое изображение результатов обучения предмету.  Раз в месяц я прошу ребят самостоятельно  оценить степень владения приемами.  Если ребенок знает прием, то рисует около него кружок и закрашивает желтым цветом, если понимает, то  кружок  закрашивает оранжевым цветом, а если использует, то закрашивает  кружок красным цветом. Такая цветовая гамма позволяет ученику менять цвет кружка от светлого  к более насыщенному  в зависимости от  изменения своей  оценки сформированности мыслительных приемов.  Далее я собираю эти карты, просматриваю их, делаю для себя выводы, на что мне необходимо обратить большее внимание  и корректирую свои занятия в данной группе  в зависимости от  детских результатов.  



Наша школа много лет участвует в городских олимпиадах по ТРИЗ, которые проводятся в Городском  центре детского технического творчества. Чтобы отобрать для участия  в городской олимпиаде ребят, я  провожу сначала  школьный тур.  Данная работа была направлена на отбор ребят, которые грамотно оформляют решение изобретательской задачи.  Работы были проанализированы по каждому классу отдельно. Задачи я беру из олимпиад прошлых лет.
Изобретательская задача «Лыжи»
Жители тайги отлично бегают на лыжах. Ведь только лыжи позволяют быстро передвигаться по бездорожью, по которому не  проедет никакой транспорт. Лыжи эти не совсем обычные. Они  более короткие и широкие, так как между деревьями на длинных и узких лыжах не проберешься. К тому же лыжи обладают удивительным свойством, они легко скользят вперед и почти не катятся назад, что очень важно при подъеме на гору. Ведь обычный способ подъема «лесенкой» здесь не возможен из- за деревьев. Что в конструкции лыж обеспечивает это свойство?


Диагностика умений, полученных на уроках ТРИЗ 3 класса
на январь 2012  года  (школьный тур олимпиады по ТРИЗ)














Формулирование
противоречий
Определение  КП
Формулирование ИКР
ВПР - анализ
Оформление решения
Результат  работы
1. Е.
-
+
+
-
+
Ср.
2. Т.
-
+
-
-
+
Низк.
3.  Е.
-
+
+
+
+
Ср.
4. М.
+
+
+
+
-
Ср.
5. К.
-
+
+
+
+
Ср.
6. Ф.
+
+
+
+
+
Высок.
7. И.
-
+
+
+
-
Ср.
8. Д.
+
+
+
+
+
Высок.
9. К.
-
-
-
-
+
Низк.
10. И.
-
+
-
+
+
Низк.
11. И.
-
-
-
-
+
Низк.
12. В.
-
+
+
-
+
Ср.
13. Ю.
-
+
-
-
+
Низк.
14. С.
-
+
+
-
+
Ср.

Владение инструментами ТРИЗ:  низкий, средний, высокий                                                   
Учитель  ТРИЗ С.Е.Нициевская



Помимо самодиагностики, я провожу диагностику интеллектуальных способностей учащихся, используя творческие тесты.
Тест №1
-Круглый, голубой, размером с арбуз, из пластмассы. (Глобус).
 - Назови красные предметы, кислые предметы, колючие предметы, что стучит, с запахом цветов.( По 3 предмета).
- Чем похожи и чем отличаются тетрадь и альбом?
- Составь загадку про зонт.
- На чем бы ты хотел полететь на Марс?
-Что может быть – маленьким и большим, острым и тупым одновременно?
- Дорисуй (предлагаются фигуры: круг, квадрат, треугольник).


Диагностика уровня интеллектуальных способностей учащихся  2 класса
на январь 2011 года
                       












Уровень воображе
ния
Способность классифици
ровать
Способность сравнивать
Системность мышления
Умение  формулиро

вать противоре
чие
Развитие  образного мышления
Общие баллы
1. В.
2
5
4
3
8
3
25
2. И.
1
5
4
2
2
3
17
3. А.
1
5
4
2
4
3
19
4. Д.
2
5
5
2
3
3
20
5. М.
1
4
3
2
5
2
17
6. Ф.
2
5
3
2
4
3
19
7. А.
2
4
3
3
6
3
21
8. М.
2
5
7
3
6
3
26
9. Е.
2
5
2
3
3
3
8
10. К.
2
3
4
2
3
3
17
11. В.
2
5
6
3
6
3
25
12. Ю.
2
4
3
2
2
3
16
13.  А.
1
4
4
2
2
3
16
14. У.
1
5
4
2
2
3
18
15. П.
2
5
5
2
4
3
21
16.  И.
1
5
3
2
3
3
17
17. К.
2
5
4
4
2
3
20

                         Чем выше общий балл, тем лучше результат
 Учитель ТРИЗ С.Е.Нициевская
Тест №2
-Изобрази букву, с которой начинается твое имя различными способами.
- В кого бы ты хотел превратиться на время, и чтобы ты делал после превращения?
 - Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?
- Продолжи: «Я дарю тебе семена цветов, они…»
- Нарисуй, каким бы увидела твой нос муха, сидящая на твоей губе.
- Как срезать розу и не уколоться?
- Как переплыть реку, не замочив ног?
- Согласны ли вы с предложением: Арбуз всегда больше яблока. 
- Напишите, что вы знаете и чего не знаете о самолете.


Диагностика уровня интеллектуальных способностей учащихся 3-1 класса
на декабрь 2011 года

Уровень  фантазии
Уровень воображения-1
Уровень воображения-2
Уровень воображения-3
Уровень воображения- 4
Умение  решать творческие задачи
Способность к логическому мышлению
Способность критически мыслить
Способность системно мыслить
Общий результат
1. Т.
10
1
1
1
1
6
1
2
2
25
2. А.
10
1
1
1
1
2
1
2
2
20
3. В.
8
1
1
1
1
3
1
2
3
21
4. В.
6
1
1
1
1
2
1
2
4
19
5. Д.
5
1
1
1
1
4
1
2
2
18
6. Ф.
8
1
1
1
1
2
1
2
2
18
7.  И.
5
1
1
1
1
3
1
1
4
18
8. И.
5
1
1
1
1
4
1
2
2
18
9. Т.
10
1
1
1
1
1
0
2
2
18
10. И.
6
1
1
1
1
3
0
2
3
18
11. С.
2
1
1
1
1
4
1
2
4
17
12. К.
6
1
1
1
1
1
1
2
1
15
13. М.
6
1
1
1
1
1
-
-
4
14
14. К.
4
1
1
1
0
3
0
2
2
14
15. Ю.
5
1
1
1
0
3
0
1
2
14
16. А.
4
0
1
1
0
3
1
2
1
13
17. Е.
4
1
1
1
0
2
1
0
2
12

 Чем выше общий балл, тем лучше результат

    Учитель ТРИЗ С.Е.Нициевская
Такие работы я провожу два раза в год, результаты хранятся в портфоио  по ТРИЗ в моем кабинете.  Данные тесты помогают проследить динамику интеллектуального развития каждого ученика, а также выявить талантливых ребят,  с которыми далее можно работать индивидуально и готовить их к участию в городских конкурсах.
Литература
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: – Изд – во Рост. Ун – та, 1993
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб. – 2002


Комментариев нет:

Отправить комментарий