среда, 30 января 2013 г.

Знакомимся: Нициевская С.Е.


Я, Светлана Евгеньевна Нициевская, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №347. Стаж моей педагогической работы более 30 лет. 
Мотивацией к началу нашей с ребятами исследовательской работы на тему «Как я думаю» послужила  организация экспериментальнаой площадки на базе нашей школы. Естественно, каждый учитель периодически задается вопросом о том, почему одни ученики учатся  с легкостью, а другие испытывают трудности.  Многие педагоги считают: если у ребенка хорошая память, есть внимание и он усидчив, то такой ученик будет успешно учиться. Если у ребенка нарушен хотя бы один из этих параметров, то с его обучением начинаются проблемы. Исследовательская работа поможет нам с ребятами приблизиться к истине.
Общая тема экспериментальной работы нашей школы звучит так:  «Мониторинг интеллектуального развития учащихся». Сначала определим значение некоторых слов данной  темы.   
Мониторинг - система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков.
Интеллект - это совокупность умственных способностей человека.
Диагностика – учение о методах и принципах постановки заключений о реальном состоянии объекта исследования.
В нашем исследовании принимают участие учащиеся моего третьего класса, а также ребята 2 – 7 классов, у которых я веду факультативные  занятия по РТВ (Развитию творческого воображения) и ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Эти две технологии изначально были созданные для изобретателей. Сейчас они адаптированы к педагогике.  Приемы и методы   РТВ и ТРИЗ помогают развивать сильное мышление, которое дает возможность ученику  решать практически любые задачи из разных областей знаний.
Когда ученик неверно выполняет какое – либо задание или неверно отвечает на заданный  вопрос, учитель говорит: «Ты не думал»,  «Ты плохо подумал» или «Думай  лучше». А как это – думать? Что при этом нужно делать?
Я попросила учащихся 3 – 7 классов, написать эссе на тему «Я думаю о том, как я думаю». Не все младшие школьники поняли, о чем нужно писать, и писали о том, о чем они думают (т.е. мечтают). Другая часть детей попыталась расписать этот  процесс так, как они его представляют. Вот что у них получилось.
Интересно, как я думаю? В общем - то, я ничего не делаю! Так! Звучит вопрос, я кладу голову на руку и начинаю  представлять в мозге то, о чем  меня спросили, представлять! Потом я смотрю в потолок и думаю. И вот идея или решение готовы! Только как они появились? И я поняла одно, думать – это трудный процесс!
  Анна П. ,3  класс
Я и многие другие ребята задаются вопросом «Как я думаю?» И правда - КАК? Мне кажется, что у нас в мозге есть специальный отсек «ДУМАТЬ», и когда человек начинает это делать, отсек включается. Вот так. Может быть, это  неправильно, но я так ДУМАЮ.
Наталья П., 3  класс
Есть некий помощник, который помогает делать то, что он считает нужным. Он живет у человека в мозгу и достает из ящичков папку с нужной информацией. Их там целый шкаф. И он  живет там, и слушает, что говорит человек, а потом  ищет то, что я или кто – то другой запомнил или знал. Допустим, ребенок учит стихотворение и куда это идет? К тому человечку. Он  и смотрит и слышит. А когда  ребенок отвечает стихотворение, человечек отдает ему то, что вчера получил на хранение. Он (человечек) – это как внутреннее «Я», которое живет вместе с нами (людьми).
Александра Д., 3  класс
Когда я была маленькой, то думала, что в голове у людей живут человечки. Я обдумываю мысль, договариваюсь  с человечками ,  если мне мысль нравится, я ее использую. Сейчас я понимаю, что все происходит по – другому. Я рисую в голове картину  той проблемы, о которой я думаю. Если я иду по улице и думаю о том, как начать разговор с человеком или дать ответ, я представляю себе диалог, подбираю слова и использую их в ответе.
Дарья К., 3  класс 
1) Я вспоминаю информацию.
2)Я считаю, что в голове у меня CD – диск, и я считываю с него  нужную информацию.
3)Если нужно, я фантазирую (придумываю то, чего нет в реальной жизни).
4) Рассуждаю, будет ли от этого кому – нибудь плохо.
5) Подбираю слова для ответа.
Владислав Б., 3  класс
Я часто задаюсь вопросом о том, как я думаю. Мой мозг мне дает  более тысячи команд. Как ему это удается? Пока я пишу сочинение – рассуждение, он дает множество команд.  Так как же все люди могут думать? Мне кажется, что это как два зеркала, которые стоят напротив друг друга,  одна мысль отражается от другой и рождается новая мысль.
Николай В., 3 класс
1)Я вспоминаю, что об этом уже знаю.
2)Я рассуждаю о пользе: хорошо это или плохо.
3) Рассматриваю предмет по внешнему виду.
4) Сравниваю, если есть с чем сравнить.
5) Думаю, как все сказать и отвечаю.
Дмитий Т., 3  класс
 Сначала  я представляю себе то, о чем я буду думать. Я буду думать с помощью органов чувств. Потом от этих органов сигнал поступает в мозг. Мозг сначала воспринимает картинку того, что я представляю. Потом я эту картинку делю на части и думаю о каждой части отдельно. Потом соединяю эти части. Я получаю информацию об этой картинке, которую я представил. Так я думаю…
Федор Н., 4 класс
Наверное, когда я думаю, я сначала определяю, о чем вопрос, представляю себе то, о чем буду думать (что находится вокруг меня, мои движения, действия, чувства), потом начинаю рыться в своей голове и подыскиваю нужный ответ или варианты ответов. Дальше я подаю сигнал, что ответ готов и говорю его вслух.
Алесандра В., 5 класс
Я умаю, что мой мозг больше думает ночью, потому что просматривает прошедший день. А днем мой мозг углубляется в уроки,  и я много думаю. Так же я думаю, что мой мозг не высыпается, и поэтому только после диалога с другом придумывает классные ответы. Я думаю о том, что думаю хорошо, так как хорошо учусь. Когда я иду в школу, то думаю о том, что будет (наперед).
Павел Ю., 5 класс
Я выделяю главное из вопроса и нахожу соответствия предполагаемого ответа. Мысль невозможно остановить. Она невероятно быстро проходит в уме.  Каждую секунду развивается (продолжается) мысль. Развиваться она будет и дальше. Только в другом облике. Наш мозг – огромное хранилище разной информации. Когда человек что – то узнает, он выделяет из полученной информации главное для себя. Когда мне задают вопрос, я ищу совпадение основной сути вопроса и информации, имеющейся в мозгу. Человеку свойственно  выделять из полученной информации хорошее и плохое (то, что нравится, и то что не нравится), дальше все зависит от характера человека. Он может поставить на первое место плохое ( или хорошее) и запоминает то, что для него важнее. От этого (от характера человека) и зависит его ответ.
Илья С., 7 класс
Фразы из разных эссе:
Думать – это процесс, когда у меня работает мозг, и я представляю себе, о чем думаю.
Виталий Ф., 3 класс
К слову «думать» я бы подобрал синоним «размышлять» или «предугадывать наперед». 
Александр Ч., 5 класс
Думать – это представлять себе тот объект, о котором думаешь.
Ксения Б., 3 класс
 Когда мозг  включается - это как свеча, которая зажигается. И начинается процесс «думать».  
Дмитрий К., 3 класс 
Я думаю о разном, но разные мысли создаются  одинаково. Например, представляю, описываю устно, зарисовываю.
Николай Л., 3  класс
Думать – это когда ты рассуждаешь.  Любую мысль можно выложить на черновик.
Мария О., 3 класс
Думая, ты пытаешься рассуждать, решать, представлять, подставлять. Это как делать доклад – только для себя. Ты думаешь думу и делаешь  для себя доклад.
Анна А., 3 класс
Я сначала формулирую - может так быть или нет.
Роман В., 3  класс
Надо разложить все мысли по полкам и найти ту самую полку, где лежит ответ.
Елизавета В., 3  класс
Когда я думаю, я рисую в голове всю ситуацию, а потом я зарисовываю эту же картину, только «наоборот». Потом я думаю, будет ли хорошо от решения не только мне, но и другим.
Карина А., 3 класс
 Проанализировав ответы ребят, я еще раз убедилась в том, что  девочки и мальчики видят этот процесс по – разному. У мальчиков больше развито левое полушарие мозга, их ответы более четкие, логичные. У девочек больше развито правое полушарие,  они чаще всего  мыслят образами. Эти особенности учителю  необходимо учитывать при подготовке к уроку. Теперь я продолжу работу по проблеме «Как научить ребенка думать». Вместе с ребятами мы будем отслеживать развитие их интеллектуальных способностей через диагностику и самодиагностику.
                        Литература
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб. – 2002

Комментариев нет:

Отправить комментарий